В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а ручной труд — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.
Целью дошкольного воспитания является физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начинать формировать у ребенка в дошкольные годы самостоятельность и способности к труду, в том числе и ручному, которые пригодятся ему в будущем.
Эти положения развивались и конкретизировались применительно к различным сторонам дошкольного воспитания видными отечественными педагогами Е. А. Аркиным, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Теоретические и экспериментальные исследования этих педагогов и других отечественных специалистов свидетельствуют о том, что ни одно из специфически человеческих качеств личности — логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления — не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков.
В связи с тем, что в педагогической науке выявлено недостаточное теоретическое освещение проблемы воспитания у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности посредством ручного труда, наблюдается определенное противоречие. Задачи по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста решаются не в полной мере ввиду недостаточной эффективности приемов воспитания самостоятельности в процессе ручного труда.
Противоречие: между необходимостью воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте и недостаточным использованием возможностей ручного труда в решений данной проблемы.
Проблема: каковы возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.
Цель дипломной работы: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей ручного труда в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования: воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс воспитания самостоятельности старших дошкольников в процессе ручного труда будет эффективным, если:
- будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;
-будет создаваться ситуация успеха, которая позволит выработать уверенность в себе.
Для того чтобы достичь цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать теоретические основы воспитания самостоятельности в процессе ручного труда в старшем дошкольном возрасте.
Разработать и выявить уровни сформированности самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.
Экспериментально проверить возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ теоретических источников по теме исследования;
- беседа с воспитателями;
- анкетирование родителей;
- наблюдение за детской деятельностью;
Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлены сущностные характеристики понятия «самостоятельность», особенности воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте, а также возможности использования ручного труда в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные конспекты занятий по воспитания самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Методика использования наглядности
Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. Преподавание технологии тесно связано с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу). Прямое из ...
Подходы в обучении
Бихевиоризм – подход к обучению, основанный на психологии бихевиоризма.Его основоположником считается Б. Скиннер. Он разработал систему принципов поведения человека в строго определенных условиях. По его мнению на процесс обучения прежде всего влияет окружающий человека мир, а не генетический факто ...
Понятие «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе
Нравственное воспитание представляет собой чрезвычайно сложное и многогранное воздействие на человека, в частности, на ребенка дошкольного возраста. Это и формирование основ моральных качеств растущего человека, и успешное представление педагогом понятий, на основе которых ребенок совершит поступки ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.