Педагогика и образование » Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения » Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий

Страница 1

Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться [8, 49], одним из условий овладения такой стратегии является развитие творческих способностей. Эти слова принадлежат известному советскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности Лук А.Н. Действительно, зачастую учитель требует от ученика лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в готовом виде. Развиваются творческие способности, как мы выяснили при теоретическом анализе работ Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С, может только при организации действительно творческой деятельности.

Р.С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития. Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития творческих способностей выделял Я.А. Пономарев в своей работе «Психология творчества».

Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что младший школьник стремится к решению трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе условие предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка.

При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность, или, как это определяет в своей работе «Интеллектуальная активность как проблема творчества» Б.Д. Богоявленская, придерживаться «принципа спирали». Реализовать этот принцип возможно лишь при длительной работе с детьми типичного характера, например, при постановки тем сочинений.

Ещё одним важным условием для развития именно творческих способностей Я. А. Пономарев называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал ученый, многие качества, необходимые творческой личности - художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных, лишних. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности младшего школьного возраста стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.

Наилучшей применительно к младшему школьному возрасту является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая субъективно, с точки зрения младшего школьника, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата. Для этого важно, чтобы ребенку было что сказать участникам общения, чтобы он действительно передавал информацию, для этого необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом является коллектив класса и педагог, а на школьном уровне это коллектив школы, и т.д.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Проблемы формирования коммуникативных умений у детей с аутизмом
"Поскольку жизнь представляет собой хаотичную массу звуков и образов, то очень большим облегчением для аутиста будет, если он сможет создать порядок в своей жизни. Очень важно, чтобы необходимость последовательности поддерживалась на протяжении всего дня и всей недели. Для многих людей это пок ...

Перспективно-тематический план по информатике при изучении редактора таблиц Excel
Контроль и учёт знаний. Контроль знаний проводится после полного прохождения курса, и может проводиться либо в устной форме, либо в виде тестов, либо теоретические билеты по конкретному вопросу. Это одна из наиболее важных частей в учебном процессе. Здесь вы можете определить, насколько ученики усв ...

Онтогенез речевого развития
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.008