Педагогика и образование » Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста » Образовательный процесс и его составляющие

Образовательный процесс и его составляющие

Страница 1

Образование можно охарактеризовать как:

целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;

синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации;

процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, а также познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

В свою очередь образовательный (педагогический) процесс представляет собой систему обучения, осуществляющую развитие личности, опираясь на раскрытие и использование опыта каждого отдельного ученика путем использования личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности.

Важным аспектом современного педагогического процесса является соединение обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.

Вопросы единства обучения и воспитания стали подниматься с середины 19 века (и нашли освещение в трудах И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.), до этого долгое время наблюдалось противопоставление двух данных процессов: обучения и воспитания - считалось, что учитель должен учить, а воспитатель - воспитывать.

В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов.

Компонентами системы, в рамках которой осуществляется педагогический процесс, являются педагоги, их воспитуемые, а также условия воспитания и обучения.

В рамках данной системы можно выделить целевой, содержательный и результативный компоненты.

Целевой компонент педагогического процесса объединяет в себе все цели и задачи педагогической деятельности: начиная от основной, главной цели, т.е. всестороннего и гармоничного развития личности и заканчивая конкретными задачами формирования отдельных качеств.

Содержательный компонент - это смысл, который вкладывают в цели и задачи педагогического процесса.

Результативный компонент является характеристикой достигнутых задач, реализация которых осуществлялась в соответствии с определенной целью.

Таким образом, педагогический или образовательный процесс можно представить в виде педагогической системы, состоящей из отдельных компонентов, которыми являются педагоги, учащиеся, содержание образования, формы организации, методы и средства педагогического процесса, его цели и результаты.

Самые крупные составляющие данной системы называются процессуальные компоненты, таковыми являются обучение и воспитание, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой.

Задачами образовательного или педагогического процесса является:

стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;

организация познавательной деятельности, нацеленной на овладение научными знаниями, умениями и навыками;

развитие мышления, творческих способностей и дарований;

выработка определенного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

совершенствование учебных умений и навыков.

На рисунке 1 отражены основные функции педагогического процесса.

Основные функции педагогического процесса - Рис.1

В качестве основных принципов организации педагогического процесса можно назвать следующие:

принцип непрерывности педагогического процесса

принцип целостного подхода к образованию и воспитанию;

принцип целенаправленности;

принцип интеграции и дифференциации деятельности педагогов и их воспитанников;

принцип природосообразности;

принцип культуросообразности;

принцип воспитания в коллективе;

принцип последовательности и систематичности в педагогическом процессе;

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Материальная сторона высшего образования
Реальная сумма, затрачиваемая вузом за один учебный год на одного студента, в зависимости от специальности и ступени обучения составляет от 150 до 200 тыс. бельг. фр. (примерно 4-5,5 тыс. долл.). Эти средства вузы получают в качестве субсидий от правительств языковых сообществ, церкви, частных лиц ...

Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции процесса письма
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Устная речь формируется первой, в то время как письменная использует все ее готовые механ ...

Коллектив и личность
Вопрос об отношениях коллектива и личности — один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика, через воздействие на коллектив, в отечественной педагогическо ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0114