принцип постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией (принцип оптимизации).
Классическую структуру педагогического процесса можно представить в виде шести взаимосвязанных компонентов: цель - принципы - содержание - методы - средства - формы. Данная структура отражена на рисунке 2.
Структура педагогического процесса - Рис.2
проектный образовательный экологический дошкольный
Методы обучения представляют собой действия педагога и учащегося (воспитанника), посредствам, которых передается и принимается содержание.
Существуют различные классификации методов обучения: традиционная классификация, классификация по назначению, классификация по типу познавательной деятельности, которые отражены на рисунке 3.
Традиционная классификация методов обучения | ||||
Практический |
Наглядный |
Словесный |
Работа с книгой |
Видеометод |
Опыт, упражнение, учебно-производительный труд |
Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся. |
Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут. |
Чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование |
Просмотр, обучение, упражнение под контролем "электронного учителя", контроль. |
Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) | ||||
Приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков. | ||||
Классификация методов по типу познавательной деятельности. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) | ||||
Объяснительно-иллюстративный, непродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эврестический), исследовательский. |
Классификация методов обучения - Рис.3
Одним из методов, приобретающих все большую популярность в современном педагогическом процессе является исследовательский метод, позволяющий учащимся самостоятельно осуществлять деятельность, получать новую информацию и т.п. Разновидностью данного метода является проектно-исследовательская деятельность.
Методики преподавания на современном этапе
Использование проектной методики в преподавании иностранного языка. Одним из наиболее действенных и результатирвных методов обучения является проектная методика. Проект – это работа, которую ученики самостоятельно планируют и самостоятельно выполняют. Работа над проектом базируется на разных метода ...
Психологические особенности использования
интернет-технологий в учебном процессе
Использование информационно-коммуникативных технологий представляет собой новый уровень опосредования мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную. Интернет-технологии как новая технология обуч ...
Состояние фондов школьных библиотек
Библиотеки, осуществляющие информационно-библиотечное обслуживание системы образования, находятся в подчинении двух министерств: культуры и массовых коммуникаций, образования и науки. Если первые- самостоятельные науки, сами выбирающие приоритеты своей деятельности, то вторые- как структурные подра ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.