Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».
Целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфеле» материалов.
Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» учащегося.
Как уже было сказано, подходы к созданию «Портфеля ученика» могут быть разными в зависимости от учебного предмета, сроков его создания, возраста учащихся и т. д. Важно, что школьники учатся анализировать собственную работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность становится более осознанной, более осознанной становится и ответственность за свой труд. Очень важно то, что в этом процессе активное участие принимают родители и независимые эксперты. Таким образом, создается целостная картина объективного продвижения ученика в той или иной области. Подобный «Портфель» необязательно создавать только по учебным предметам, это может быть «Портфель» нравственных ценностей, например, содержание которого отражает поступки школьников на протяжении определенного отрезка времени, иногда достаточно длительного. Подобным образом можно отслеживать развитие характера ребенка, становление его нравственных качеств. Однако такой «Портфель» должен создаваться непременно под пристальным наблюдением психолога и не всегда становиться достоянием презентации. В этих случаях более уместны индивидуальные беседы с психологом, иногда с родителями.
Важно иметь в виду еще один момент. Нельзя предлагать учащимся создавать подобные «Портфели» сразу по нескольким предметам. Так же, как в случае проекта, ученик может единовременно работать над одним «Портфелем», поскольку цель такой работы – сформировать у ученика навыки самооценки, так же как проект нужен для того, чтобы ученик научился самостоятельно критически мыслить, использовать исследовательские и прочие методы познания. Таким образом, важен не столько предмет, на котором отрабатываются эти умения, сколько способы деятельности. Именно поэтому так же, как при работе над проектом, необходимо иметь в учебной части школы график создания таких «Портфелей» учащимися разных классов по разным темам, учебным предметам.
«Азбука» Л. Н. Толстого и книги для чтения
В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать м ...
Способы создания проблемных ситуаций
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых зна ...
Варианты комплектования содержания информационно-технологического профиля
Основной целью обучения информатики является формирование информационной культуры школьника. Основываясь на этом, решение коллегии Министерства Образования России № 4/1 от 22 февраля 1995 года утвердило переход к новой структуре непрерывного обучения информатике, в котором предлагается изучение осн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.