Культурологическое образование является одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы.
Нормативное обоснование этого процесса дается в федеральном законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Эта стратегическая задача проявляется и в задачах широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Примером для рассмотрения послужит экспериментальная программа одной из школ Южно-Уральского региона. Для устойчивого развития общества необходимо не только максимальное воспроизводство культуры в процессе обучения и воспитания, но и ее модернизация в соответствии с внутренними закономерностями развития. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно – технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения.
Школа должна обеспечить процесс эффективного вхождения человека в культуру. Этот процесс означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру.
Проблема заключается в определении того содержания культуры, которое подлежит социальному исследованию.
На деятельностном уровне – это определение совокупности видов деятельности, которыми необходимо овладеть в процессе воспитания и образования.
На познавательнно–информационном – это проблема отбора содержания образования.
На ценностно-ориентированном – отбор и содержание характеристик духовных ценностей, развитие ценностных ориентаций личности.
Ориентиром для определения конечной цели образовательно-воспитательной деятельности может стать модель гражданина России. Подобная модель, являясь интегративной и многомерной, тем не менее, должна охватывать наиболее важные, базовые характеристики субъекта, задавая при этом систему координат для того, чтобы отслеживать, какие качества будущего гражданина необходимо формировать в процессе национального обучения и воспитания.
Основные характеристики этой модели отражают:
культурный кругозор и широту мышления;
физическую развитость;
умение жить в условиях рынка и информационных технологий;
патриотизм;
готовность способствовать процветанию России;
уважительное отношение к национальным культурам народов РФ, стремление к укреплению межнациональных отношений в своей стране;
Формулируя цель воспитания гражданина России, способного приумножить его культурное достояние в общем контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций, укорененных в народной среде, мы выдвигаем принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура.
Реализация цели построения культуросообразной школы возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и сопровождения образовательного процесса.
В процессе обучения на реализацию данной цели направлены в начальной школе курсы:
“Окружающий мир”, содержание которого наполнено национально-региональным компонентом, отражающим особенности природных и социальных явлений Южно-Уральского региона. Здесь наблюдается взаимосвязь изучения человека, природы и общества. Исходя из этого, в раздел “Окружающий мир” включаются сведения о природном и окружающем мире, культуре, а также о человеке как биологическом и социальном существе, формируются первоначальные представления об истории России, историческом времени и исторической карте.
Курс “Истории” является пропедевтическим и направлен на формирование общих представлений об отдельных ярких событиях прошлого России, о доступном восприятии детей достижений российской культуры.
Важное значение имеет и образовательная область “Искусство”, задачами которого являются:
воспитание интереса и любви к различным видам изобразительного искусства;
Этапы развития конфликта
Но для того чтобы спор между субъектами разгорелся, необходимо, в первую очередь, чтобы они имели различные позиции во взгляде на один и тот же вопрос, то есть их положение по отношению друг к другу и обсуждаемой проблеме было бы различным. Конфликтная ситуация – это позиционное различие в восприят ...
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по
проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении
окружающего мира
Формирующий эксперимент был разработан согласно педагогическим условиям гипотезы. На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. Методика проведения контрольного среза аналогична методике проведения констатирующего эксперимента, но с некоторыми изменениями в содерж ...
Оценочная характеристика результатов обучения
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: - качество усвоения предметных знаний ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.