Домашнее чтение в целом выполняет две задачи:
Оно помогает закрепить те навыки и умения чтения, которые были приобретены в ходе классной работы;
Оно готовит учащихся к выполнению таких видов деятельности, как чтение вслух, устная речь, письмо на основании прочитанного.
До сих пор точно не установлено, какое количество времени нужно уделять домашнему чтению. Здесь мнения методистов расходятся. Но все же в каждом конкретном случае учитель сам должен определять это количество времени. Он должен при этом опираться на уровень подготовленности учащихся, учитывать уровень сформированности навыков и умений в области чтения. Во всяком случае, учителю необходимо стимулировать обучаемых в учебе, повышать их интерес к иностранному языку и следить, чтобы они легко справлялись с теми трудностями, которые возникают в процессе обучения иностранному языку.
Аналитическое и синтетическое чтение
Чтение вслух и чтение по себя различаются по характеру установки сознания, которое выражается в детализирующем или целостном восприятии текста. Мы говорим о детализирующем (или аналитическом) и целостном ( или синтетическом) восприятии текста. Когда речь идет о языковой форме и содержании текста.
На уроке установки сознания могут быть специально созданы учителями или же они могут непроизвольно принять характер аналитического из-за некоторых особенностей текста. Такими особенностями могут быть наличие большого трудного материала, образный язык и т.д. Но в школе аналитическое чтение чаще всего представляется результатом работы, которую заранее запланировал учитель.
Есть такое мнение среди методистов, что аналитическое чтение является ступенью к овладению синтетическим чтением. А синтетическое чтение помогает учащимся научиться читать текст и понимать его без анализа.
Причем они указывали, что аналитическое чтение отличает четыре стадии. Первая стадия – понимание прочитанного, которая выражалась в переводе или пересказе этого текста на родном для учащихся языке. Вторая стадия заключает в себя разделение текста на смысловые единицы и осознания его деталей, исходя из общего понимания смысла прочитанного. Третья стадия выражает более адекватное понимание текста и возможности перевести его литературно. Четвертая стадия это уже понимание читаемого без перевода.
Аналитическое и синтетическое чтение различаются между собой психологическим характером восприятия текста. Причем мы чаще сталкиваемся с синтетическим чтением, чем с аналитическим. Как известно, процесс чтения и речи имеет три фазы восприятия: первичный синтез, анализ и вторичный синтез. В первый момент восприятия учащимися текста возникают зрительные, двигательные слуховые ощущения. Это происходит благодаря объективным раздражителям, в данном случае этими раздражителями выступают графические знаки. В процессе чтения ученик пытается синтезировать эти ощущения, исходя из своих знаний, мыслей из отношения к тому, что написано. Для этого необходимо, конечно же, знание им языковых единиц. Учащиеся для понимания текста пользуются догадками, которые часто могут быть неправильными.
Поэтому нам кажется очень удачным подразделение чтения на два вида: чтение с первичным синтезом и чтение с вторичным синтезом. Как мы видим, очень часто целостность восприятия не является еще признаком отличного понимания всего содержания текста. Поэтому говорить, что синтетическое чтение более совершенный вид чтения, чем аналитическое, не всегда, верно. Иногда оно может носить очень поверхностный характер. Представляется, что указанные особенности типичны не только для синтетического чтения. Аналитическое чтение также может проходить на этих двух уровнях. Специфики здесь нет, а все определяется соотношением понятого и не понятого, выделенного и не выделенного материала, а, также рядом других факторов.
Аналитическое и синтетическое чтение тесно связано друг с другом как единый процесс, в котором одно дополняет и подготавливает другое. Раньше одно чтение привязывалось к определенному этапу обучения. Например, аналитическое к начальному этапу, а синтетическое к старшему этапу обучения. Это, конечно же, неправильно. Потому что синтетическое чтение может иметь место и на начальном этапе обучения, как и аналитическое чтение. Каждый из видов чтения может использоваться для достижения каких-либо целей в процессе обучения не зависимо от этапа обучения.
Представления детей о диких животных
Чтобы определить круг и характер знаний и соответствующим образом построить обучение, нами было предпринято констатирующее обследование дошкольников, конкретные задачи которого были следующие. Выяснить, что дети знают о живом и неживом, по каким признакам различают растения, животных, предметы. Как ...
Различие проектной деятельности в младшем и старшем
подростковом возрасте
Мы считаем необходимым разграничить понятие метода проектов и проектирования как деятельности. Метод проектов возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским ...
Приёмы формирования основных мыслительных операций
В первой главе нами рассмотрены основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Опишем приемы формирования каждой мыслительной операции. Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или яв ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.