Педагогика и образование » Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры » Проблема развития личности старшеклассника, психологические основы методики преподавания мировой художественной культуры в школе

Проблема развития личности старшеклассника, психологические основы методики преподавания мировой художественной культуры в школе

Страница 1

Целью курса мировой художественной культуры в школе является использование силы воздействия различных искусств для формирования личности старшеклассника, его идейно-нравственных убеждений, составляющих основу мировоззрения и жизненных позиций.

Путь к достижению этой цели лежит через формирование и развитие культуры общения с искусством, т. е. потребности и способности через искусство приобщаться к нравственно-эстетическому опыту человечества. Нет и не может быть другого способа овладения культурой художественного восприятия, кроме активного общения школьников с произведениями искусства под руководством педагога, владеющего этой культурой.

В старшем школьном возрасте внешние ориентиры теряют своё былое значение. Разрушаются авторитеты, критически пересматриваются, переоцениваются многие нормы поведения. Основной поток духовной активности в юношеские годы направлен на выработку внутренних ориентиров поведения, на поиски универсальных нравственных принципов, на формирование собственной системы ценностей.

Формирование разнообразных ценностных отношений происходит в процессе переживаний, связанных с повседневной духовно-практической деятельностью и общением старшего школьника. Активность эмоций в этом возрасте отражает напряжённость, интенсивность процесса сопоставлена жизненной реальности со своими духовными потребностями, которые сами открываются школьнику в процессе этого сопоставления, сопровождающего расширение сферы деятельности и общения старшеклассника, расширения его жизненного горизонта.

Ценностно-ориентационная активность, выходя на первый план в этом возрасте, направляет и связывает воедино процессы развития самосознания и формирования мировоззрения.

Потребности развития личности, потребности жизненного самоопределения с необходимостью выводят ценностно-ориентационную активность старшего школьника за пределы собственно нравственной сферы. С развитием социальной активности школьника и расширением круга его социальных интересов складываются гражданские, политические, мировоззренческие убеждения.

Юношеский возраст представляет собой наиболее благоприятную пору для формирования мировоззрения, поскольку в это время складываются и познавательные, и ценностно-ориентационные предпосылки, необходимые для успешной закладки фундамента мировоззренческой системы человека. Для старшеклассника характерно не просто увеличение объёма знаний, но и существенное расширение умственного кругозора, появление устойчивых политических интересов, рост способности к анализу и обобщению конкретных фактов. Если собственная жизненная практика старшеклассника, в силу своей естественной ограниченности, ещё не может в достаточной степени отвечать его духовным запросам и задачам формирования ценностного ядра мировоззрения, то существует только один путь. Это путь обращения к искусству, несущему в себе как тот «жизненный материал», в котором остро нуждается старшеклассник, устремлённый в будущую «большую жизнь», так и тот идейный, эмоциональный заряд, который стимулирует самостоятельную работу чувств и разума молодого человека и заставляет его в согласии или споре с художником вырабатывать своё отношение к миру.

Курс мировой художественной культуры представляет собой конкретную реализацию этого пути в условиях общеобразовательной школы. Специфические задачи развития личности старшеклассника потребовали от автора программы обращения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, отражающим как философско-мировоззренческую, политическую проблематику жизни общества, так и нравственно-психологическую проблематику жизни личности в их взаимопроникновении и взаимодействии.

В годы, совпадающие с изучением мировой художественной культуры, школьник буквально на глазах педагога взрослеет, становится личностью, индивидуальностью. На разных этапах взросления старшекласснику будут близки те или иные особенности ценностных ориентаций художественной культуры разных исторических периодов. Так, школьнику, расстающемуся с подростковыми идеалами, будет особенно близко искусство Просвещения с его первоначальным культом разума, верой в созидательные, творческие возможности человека. Особенно созвучным раннеюношеским настроениям будет искусство романтиков, с его утверждением самоценности человеческой личности.

Принципы построения и содержания программы курса мировой художественной культуры создают предпосылки для успешного решения общевоспитательных задач курса, заключающихся в стимулировании и направлении духовного, нравственно-эстетического развития школьника. Богатый художественный материал, включённый в программу, открывает перед учащимися возможность освоения важнейших духовных ценностей, выработанных человеком в ходе исторического развития. Ценностей, связанных с самыми различными по характеру и масштабу областям социальной действительности: это и отношение человека к самому себе, к другим людям, к обществу, к миру в целом, к жизни.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Методические рекомендации по устранению дисграфии на основе нарушения фонематического анализа и синтеза
Дисграфия на основе нарушения фонематического анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма язык ...

Понятие технологического образования школьников
Проблема технологического образования возникла одновременно с появлением общественного трудового опыта, т.е. исторически ее корни уходят в глубину веков, ко времени образования общественно-экономических формаций. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются соц ...

Нравственное воспитание личности в творческом объединении "Фантазия"
Вот уже более 20 лет Россия живет в условиях беспрерывных реформ. Не утихают споры о путях дальнейшего развития страны. Политики, ученые и публицисты отстаивают и сопоставляют различные модели общественного устройства, всевозможные проекты реорганизации экономики, финансов, государственной системы. ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0222