Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка Именно в начальной школе закладываются основы правильного, орфографически грамотного письма.
Развернутое определение орфографии дает В Ф Иванова " Орфография - это: 1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество: 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3) соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и далее печатных изданий), 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность)"
Сфера орфографии - это написания, где перед пишущим стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, которая соответствовала бы принятой в обществе норме правописания.
Характерной чертой литературного языка, в отличие от диалектов, является наличие в нем кодифицированных норм
Русская орфография — это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей; 3) употребление
прописных и строчных букв; 4) перенос части слова с одной строки на другую; 5) графические сокращения слов.
Разделы орфографии — это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме
Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами - закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Принципы орфографии — это общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой, Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.
Теория русской орфографии начала создаваться в середине 18 в., ее основоположники - В К Тредиаковский и М В Ломоносов В дальнейшем нормы русской орфографии получили отражение в трудах А А Барсова, Н.И Греча, АХ Востокова, ФИ Буслаева, ИИ Давыдова, ЯК Грота Работы Я К Грота имели огромное значение. Его «Русское правописание», вышедшее в 1885г .выдержало более 20 изданий и сыграло известную роль в унификации правописания
Значительной вехой в развитии истории русской орфографии являются труды известных языковедов: А А. Шахматова, Ф Ф Фортунатова, АИ Соболевского, ФЕ Корша, АИ Бодуэн де Куртенэ, РИ Аванесова, ВВ Виноградова, АН Гвоздева, Н М Шанского, Л В Щербы и др.
В отечественной науке в учении о фонеме и ведущем принципе орфографии сложилось два направления так называемое, ленинградское, или щербовское (Л В Щерба, Л. Р Зиндер, М И Матусевич, А Н Гвоздев, Ю С Маслов, Л Л Буланин, В Ф. Иванова), и московское (Р И Аванесов, П С Кузнецов, В Н Сидоров, А А Реформатский, Л Ю. Максимов, М В Панов)
Сторонники Ленинградской и Московской фонологических школ в определении самого понятия фонемы как минимальной звуковой единицы языка придерживаются одной точки зрения
Принципиальное расхождение между ними касается ведущего принципа орфографии.
"Орфографические принципы - это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно".
В сильных позиция звуки (фонемы) обозначаются каждый своей буквой, пишущий не решает орфографических задач Исключение составляет обозначение гласных после шипящих и ц, что имеет свое фонологическое, морфологическое и историческое обоснование.
При своем возникновении любое звуковое письмо бывает фонетическим (рпопв - гр - звук речи), то есть буквы пишутся непосредственно по произношению По мере развития языка произношение слов меняется быстрее, чем написание Возникший разрыв между устной и письменной формами речи либо ликвидируется, либо, что бывает чаще, закрепляется, причем в этом случае возникают иные закономерности в соотношении между звуком и буквой, которые возводятся в ранг закона. Так устанавливаются принципы правописания
У лингвистов нет единого мнения о количестве принципов русской орфографии и их наименовании А М Гвоздев, Л Р Зингер, В.В Иванов, В Ф Иванова считают, что русское правописание построено на трех принципах; морфологическом, фонетическом и традиционном ЮСМаслов называет пять орфографических принципов морфологический, фонетический (фонематический), символико-морфологический (грамматический), дифференцированный и традиционный (исторический)
Как теоретическая основа правописания морфологический принцип был провозглашен в "Российской грамматике" М В Ломоносова (1755 г) и окончательно утвержден Российской Академией в выпущенной ею грамматике (1802г.)
"Правописание, строящееся на морфологическом принципе. внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определенных морфологических звеньях речи: на стыке морфем, в абсолютном конце слов для согласных и внутри морфем для гласных".
Педагогические идеи И.И. Бецкого по созданию государственной
системы образования
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещания улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в переписке с французскими просветителями, которых приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования, обещала улучши ...
Игры для развития ориентировки на плоскости
Содержание понятия ориентировка на плоскости включает: - умение фиксировать местоположение точки на листе; - понимание пространственных отношений между различными предметами на листе; - умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости; - умение самостоятельно характ ...
Помощь детям в преодолении искушений
Общие методы обучения. Общество и родители должны помочь детям и подросткам обрести истинные ценности жизни: социальные, семейные, религиозные. Необходимо открыто говорить о ценностях. Важно, чтобы дети поняли, почему такие ценности, как честность, ответственность, самостоятельность, являются важны ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.