Педагогика и образование » Способы формирования орфографической зоркости и создание системы орфографических упражнений для ее выработки » Понятие об орфограмме. Типы орфограмм

Понятие об орфограмме. Типы орфограмм

Страница 1

Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма.

Основной орфографической единицей, принятой в современ­ной методике, является орфограмма.

Орфограмма — это написание, которое не устанавливается на слух.

Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выде­ляют следующие признаки орфограммы.

— написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, мор­фема, позиция между словами, стык морфем, место разделения сло­ва при переносе);

— наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

Состав русских орфограмм следующий:

1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:

а) на месте слабых позиций звуков,

б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;

2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового со­става морфем:

а) прописная буква,

б) слитно-раздельные написания,

в) перенос,

г) сокращения слов.

Следует различать теоретические и практические орфограм­мы. Теоретической считается такая орфограмма, которая может при­вести к ошибке, но на самом деле никогда не приводит к ней (бегут — бегуд).

Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к пра­вилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом слу­чае говорят, что имеет место орфографическое действие. В орфог­рафическом действии выделяются две ступени:

1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2) решение орфографической задачи (выбор письменного зна­ка в соответствии с правилом).

При этом речь идет именно об орфографическом действии, на­правленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения ор­фографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого простран­ства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка ор­фограммы. Например:

1) для проверки буквы у в слове чужой достаточно сочетания чу, т.е. минимальное орфографическое поле — две буквы чу, кото­рые являются традиционным написанием;

2) при проверке безударного гласного в корне слова весна ми­нимальное пространство, необходимое для проверки (орфографи­ческое поле), — это корень -весн- в слове весна и проверочном вёсны;

3) при проверке безударного гласного в личном окончании гла­гола тает в предложении Быстро тает снег необходимое поле для проверки — словосочетание снег тает, которое позволяет опреде­лить лицо и число глагола и, опираясь на спряжение, установить окончание;

4) при проверке заглавной буквы в слове орёл необходимым орфографическим полем является все предложение Мы едем на эк­скурсию в Орёл, так как без этого непонятно, о чем идет речь.

При обучении правописанию большое значение имеют опозна­вательные признаки орфограмм, для каждого вида — свои.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Обычно принято считать, что главный признак орфограммы — это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы­шат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под дик­товку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Паспорт общеобразовательного учреждения
Тип и вид образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №175. Год открытия – 1982. Год преобразования – 1995. Адрес: 663690 г.Зеленогорск Красноярского края ул.Парковая, 6. Директор - Небесная Валентина Ивановна. Телефоны: 8(391-69)2-2 ...

Познавательные и речевые умения
Различать объекты и явления природы по их признакам, вычленять совокупность сенсорных признаков, свойственных объекту познания, уметь пользоваться всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять осно ...

О введении иностранного языка в младшей школе
Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень но­вой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На начальной ступени образования проис­ходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способност ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0241