Второй опознавательный признак орфограммы — это сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, букны, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы):
а) гласные о—а, и—е;
б) пары звонких и глухих согласных б—п, г—к, в—ф и т.д.;
в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;
г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);
д) сочетания нч, нщ;
е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];
ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.
В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания запоминаются учащимися уже в период обучения грамоте.
Третий опознавательный признак орфограмм — это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфограммы могут встретиться в приставке, какие — в корне, какие — в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно
только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз), так как приставки пад- или пот- в русском языке нет.
На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над первой группой опознавательных признаков орфограмм— это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.
Работа над второй группой опознавательных признаков в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отношении орфограмм.
Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических задач.
Описанные три группы опознавательных признаков можно считать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.
Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.
№ п/п |
Название орфограммы |
Опознавательные признаки (общие и частные) | |
1 |
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые) |
а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове | |
2 |
Звонкие и глухие согласные |
а) парные согласные б—п, г—к, в—ф, д—т, з—с, ж—ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным) | |
3 |
Непроизносимые согласные |
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове | |
4 |
Разделительный ь |
наличие звука Ц] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё | |
5 |
Разделительный ъ |
а) наличие звука Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня | |
6 |
Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок |
а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению | |
7 |
Заглавная буква в именах собственных |
а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя | |
8 |
Заглавная буква в начале предложения |
а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово | |
9 |
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу |
наличие в слове сочетаний | |
10 |
ь на конце имен существительных после шипящих |
а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский | |
11 |
Безударные окончания имен существительных |
а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е—и; в) часть речи: имя существительное | |
12 |
Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его |
а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное | |
13 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут — ют, ат—ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее |
Трудности в обучении младших школьников русскому языку
Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению и их психологические причины могут быть разделены на четыре группы. Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательн ...
Использование информационных технологий при изучении обратных
тригонометрических функций
В многочисленных публикациях, как в нашей стране, так и за рубежом отмечается, что компьютер может быть использован при изучении естественно-математических и гуманитарных дисциплин для решения самых различных задач: выполнения сложных вычислительных операций, анализа результатов учебных эксперимент ...
Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной
мотивации учения
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения. Отнош ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.