Учитель. Покажите, какую квартиру из двух комнат мы построим этим звукам.
Покажите, какой домик для слова "лента" получился. Покажите границы слогов.
Учитель. А теперь проверим, получилось ли слово. Прочитайте его по схеме.
Дети. [Л / ЭНТА]
Учитель. Молодцы! Хороший домик мы построили.
Постоянно на уроках применяю звуковой анализ как специальный тип упражнений со слого-звуковой структурой слова, используя графические схемы-модели. Вот несколько видов упражнений.
Игра "Кто больше придумает слов?"
Дается схема, например:
Нужно подобрать соответствующие ей слова
Определите, какое из названных слов записано:
СОК, ЗНАК, ЛОСЬ, СЕЛ
3. Игра "Рассели своих друзей" (на наборном полотне в виде домика выставляются схемы слов). Дети отгадывают, кто в домике живет.
[i ош]
[за i ыц]
[мґ эдвґ этґ]
4. Какие буквы обозначают два звука? (Ноет, поест, поезд, льют).
5. Выпишите слова, которые начинаются с гласных.
(Аист, белка, иволга, попугай, страус, антилопа, ежи).
6. Проговорите слово с ударением, как слышите; про говорите, как пишете.
При изучении темы: "Гласные звуки и буквы, их обозначения" выполняем с детьми следующие упражнения:
1. Назовите гласные звуки. Сколько гласных букв ? Запишите их.
2. Я называю гласные и согласные звуки, а вы произнесите их. Покажите букву, обозначающую гласный звук, с помощью круга.
3. Запишите буквы, обозначающие два звука.
4. Сколько гласных звуков в слове "КАТЯ"? Назовите их. Какими буквами их надо обозначить на письме ?
5. Произношу слияние (слово), а вы обозначьте на письме только гласные, которые входят в него.
6. Сравните слияние "ТА - ТЯ".
7. Какое слияние получится, если произнести звук [Л] и звук [А].
В каждом случае ученик, прежде чем выполнить упражнение, произносит звук, слияние или слово, заданное учителем.
Во 2-м, 3-м, 4-ом классах проводим фонетико-орфографический разбор. Ученики рассуждают так:
слово "вырубка". В нем есть три слога [вы - руп - кь], [выыы] - первый слог ударный;
в -[в] - согласный, твердый, звонкий (парный), перед гласным - в сильной позиции, обозначается буквой "вэ";
ы -[ы] - гласный, под ударением - в сильной позиции, можно писать букву "ы";
р -[р] - согласный, твердый, звонкий, перед гласным - в сильной позиции, обозначается буквой "эр";
у -[у] - гласный, без ударения - в слабой позиции, но не "опасный" - не О, А, Э, И, пишу "у";
б -[п]?- согласный, твердый, глухой, перед парным глухим согласным [к] - в слабой позиции, он может быть обозначен буквами П и Б, поэтому ставлю "?" (это орфограмма);
к -[к] – согласный, твердый, глухой, перед гласным - позиция сильная, пишу букву "ка";
? [а] ? - гласный, безударный - позиция слабая, сразу писать нельзя, ставлю "?" (это орфограмма).
Ищу буквы - орфограммы.
Первая - в корне. Ищу однокоренное слово, чтобы согласный в этом слове оказался перед гласным (или перед л, м, н, р, в) / рубить, рублю/. Значит, нужно писать букву "бэ".
Вторая орфограмма - в окончании. Слово "вырубка" - существительное 1-го склонения, подставляю слово 1-го склонения с ударным окончанием - "рук а " ("лис а ", "стран а ").
Следовательно, нужно писать букву "а".
Для повышения грамотности используют прием списывания, который разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.
Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного
национального проекта «Образование»
Оценивая практику реализации нацпроекта «Образование», Президент РФ Д.А. Медведев в одном из своих недавних выступлений перед телевизионной общественностью отметил, что результаты проделанной на данный момент работы близки к созданию основной, базовой модели развития образования, бюджетной модели о ...
Российское образование в 30–80‑х гг
Сложившаяся к началу 30‑х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. И.В. Сталин лично участвовал в разработке серии постановлений ЦК ВКП(б) 1931–1932 гг. о школе. Эти постановления полностью отменяли идеи единой трудовой школы. Вводились всестороннее ц ...
Классификация детских игр
Классификации, созданные в разное время разными авторами, опираются на различные признаки, например, на воспитательную (развивающую) роль, характер отражения действительности или на чисто внешние признаки, например возраст игроков, их количество, наличие или отсутствие игрового материала, место про ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.