Педагогика и образование » Способы формирования орфографической зоркости и создание системы орфографических упражнений для ее выработки » Формирование орфографической зоркости

Формирование орфографической зоркости

Страница 10

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Например: «Подлетает». В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю : перелет. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на –ить - это глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание - ет.

Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами –комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил и формулировку правила. Кроме того комментированное письмо выступает одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность мне выявить знание учеников и проверять их орфографические навыки.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, использутся условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается одной чертой, а предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами. При подчеркивании орфограммы (съел, в море) ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы ( съел, в море, 2 скл.) определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

И так, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:

Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.

Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.

Основной прием при проверке написания безударной гласной - постановка ударения в слове, т.к не чувствуя ударения, ученики не обнаруживают безударную гласную и не видят опасности, при которой надо сикать проверочное слово, кроме этого, практика показывает, что даже в 5-м классе ученики допускают ошибки при выделении ударного слога, что же касается скорости этой операции, она отсутствует у многих учеников. Работа по формированию умения обнаруживать безударные гласные строится так. Уже на первых уроках обучение грамоте дети встречаются с понятием ударения (стр.16 “Азбука” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшина, А.Ф Шанько).

Фрагмент урока “Понятие об ударении”.

1. Составление рассказа по сюжетной картинке в “Азбуке”.- Кого вы видите на рисунке? (Маму, бабушку, девочку, мальчика). Как их можно назвать вместе? (Семья).Составим по одному предложению о каждом члене семьи, чтобы получился рассказ. Сколько предложений должно быть в рассказе? (Четыре). Итак, расскажите, кто чем занят.

2. Повторение изученного о предложении, слове, слоге.- Запишем схему предложения о мальчике: “Мальчик читает книгу”. На, что делится предложение? (На слова). Посчитайте, сколько слов в предложении. (Три). Какое первое, второе, третье? Как обозначим каждое слово? Что поставим в конце?

- А можем ли мы разделить слово на части? Как называются эти части, из которых как бы сложены слова? (Слоги).

- Произнесите первое слово по слогам, определите, сколько слогов. Как показать это на схеме? (Разделить слово-полоску черточкой на две части). (Далее аналогичная работа с каждым словом, в результате чего схема принимает следующий вид):

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Психолого-педагогические особенности мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...

Способы активизации деятельности на уроках русского языка
Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность обучающихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятель ...

Соотношение содержания стандартов и примерных программ
Примерные программы по истории для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распредел ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0134