Педагогика и образование » Активизация мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников » Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для его обучения

Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для его обучения

Страница 1

Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности - совершенствоваться. К этому выводу давно пришли многие психологи в результате наблюдений за изменениями уровня интеллектуального развития человека в течение его жизни и успешного применения на практике различных методов развития мышления.

Однако вплоть до конца XIX в. многие ученые были убеждены в том, что интеллектуальные способности людей даны им с рождения и в течение жизни не развиваются. Такой точки зрения придерживался, например, Ф.Гальтон. В XX в. ситуация изменилась, и абсолютное большинство ученых пришли к выводу о том, что интеллект человека, даже если и имеются его генетические основы, все же может развиваться в процессе жизни человека.

В XX в. изучением интеллекта и процесса его развития занимались многие психологи. В нашей стране широкую известность получили теории развития мышления, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным и В.В. Давыдовым. Рассмотрим проблему развития мышления на примере исследований Ж. Пиаже, который одним из первых предложил теорию развития интеллекта ребенка, что оказало существенное влияние на современное понимание мышления и его развития у человека. Проведя соответствующие эксперименты с детьми разного возраста по решению задач, требующих владения операциями, Пиаже пришел к выводу о том, что мышление детей в процессе его развития проходит через следующие четыре стадии.

Стадия сенсомоторного интеллекта. Она характеризуется наличием у ребенка только элементарной формы мышления - наглядно-действенного. Никаких умственных действий ребенок, находящийся на данной стадии интеллектуального развития, еще совершать не в состоянии, тем более у него отсутствуют умственные операции в их понимании по Пиаже. Эта стадия интеллектуального развития охватывает период жизни от рождения до примерно двух лет. Она также характеризуется развитием способности ребенка к правильному восприятию и познанию окружающего мира в его инвариантных, устойчивых свойствах.

Стадия дооперационалъного мышления. Ее характеризует способность детей действовать, решая задачи, не только с реальными материальными предметами, но и с их образами. Однако действия с предметами или образами на данной стадии также еще не объединяются в операции, и ребенок не в состоянии их выполнять в прямом и обратном порядке. Вместе с тем на данной стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации практических действий с предметами и превращение их в умственные действия. На этой стадии интеллектуального развития, по данным Пиаже, находятся дети в возрасте от 2 до 7 лет.

Стадия конкретных операций. На этой стадии дети уже владеют операциями с конкретными материальными предметами и их образами, причем могут выполнять операции с соответствующими объектами как практически, так и в уме, а сами операции становятся обратимыми. Дети данного возраста (от 7-8 до 11-12 лет) уже не совершают логических ошибок типа феноменов Пиаже, но еще не в состоянии выполнять операции в уме с абстрактными понятиями.

Стадия формальных операций. Эту стадию отличает умение детей выполнять полноценные, обратимые умственные действия и операции с понятиями и другими абстрактными объектами. Дети соответствующего возраста (от 11-12 до 14-15 лет) владеют логикой, умеют рассуждать, причем их умственные операции не только обратимые, но уже структурно организованы в единое целое. На данной стадии полное развитие получает и словесно-логическое мышление.

Большое значение придавал развитию мыслительной деятельности ребенка видный педагог К.Д. Ушинский. Он считал, что основная задача начальной школы состоит в том, чтобы «развить способности детей, естественным путем раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать способными к самостоятельной разумной деятельности». Начальное обучение он как бы разделил на две тесно связанные ступени: пропедевтическую (I и II классы), где в основе лежит родной язык, и систематическую (III и IV классы), где начинается предметное преподавание. С учетом такого подхода к первоначальному обучению Ушинский разрабатывал принципы, методы, организационную форму обучения.

На первой ступени обучения Ушинский выдвигал принцип наглядности, считая, что дети в этом возрасте мыслят образами, картинками. Им мало доступны отвлеченные понятия. Однако задача учителя состоит в том, чтобы найти пути к сочетанию наглядности и формированию элементов абстрактного мышления. Отсюда Ушинский особое внимание уделял сознательности в усвоении знаний, доступности и прочности усвоения знаний.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Программа социально-педагогических мероприятий коррекции агрессивного поведения подростков
Данная программа составлена для подростков 12-15 лет. Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Задачи программы: Обучить подростков приёмам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры. С ...

Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, ...

Особенности речи у дошкольников с нарушением зрения
Исследованиями З Г. Ермолович, С. Л. Жильцовой, М. И. Земцовой, Н.С. Костючек, Н. А. Крыловой, Л. И. Солнцевой и другими установлено, что усвоение речи слабовидящими детьми осуществляется, как и зрячими, также в процессе общения. Однако в силу нарушения деятельности зрительного анализатора, у них ч ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0284