Педагогика и образование » Активизация мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников » Методика преподавания математики по учебно-методическому комплексу «Гармония» и её значение для развития мыслительной деятельности учащихся

Методика преподавания математики по учебно-методическому комплексу «Гармония» и её значение для развития мыслительной деятельности учащихся

Страница 2

Смена видов деятельности - общее оружие против усталости. Следующее задание учебника - рисование бордюров по образцу. Делают это учащиеся цветными карандашами в рабочих тетрадях, будто вернулись в дошкольное детство, на столь любимые ими занятия по изобразительному искусству в детском саду. Учитель отмечает вслух, что теперь мы ученики и отрезки будем стараться проводить ровно, а цвет чередовать, внимательно рассматривая рисунок в учебнике.

Учитель проходит вдоль парт, стараясь одного малыша приободрить прикосновением и взглядом, другого успокоить строгостью мимики или жестом, третьего погладить и молчаливо одобрить: мол, все у тебя получится! Неудивительно, что у многих первоклассников возникает впоследствии желание более активно включиться в деятельность, в новый учебный диалог или продолжить тренировку в рисовании собственных творений дома. Исчезает напряжение, вызванное новизной обстановки и окружения, боязнь неудачи, возникает вера в собственные возможности.

Еще более естественно превращается игра в учебную деятельность во время занятий, организованных нами на свежем воздухе. Сотрудничество с родителями моих учеников позволило разделить класс на две группы, с одной из которых проводили подвижные игры родители, а с другой - занимался учитель. Долгое время после того, как закончился период адаптации и подобные встречи прекратились, первоклассники с теплым чувством вспоминали такие особенные и очень полюбившиеся им занятия. Мы постепенно превращались в классный коллектив, в котором царствует атмосфера доброты и сотрудничества, взаимопомощи и принятия индивидуальности каждого его члена.

Материала для наблюдений и сравнений в природе, среди творений человека в окружающем мире более чем достаточно. Подбор листьев одинакового цвета, формы и размера; выделение одинаковых или отличающихся друг от друга по различным признакам элементов фасадов рядом стоящих зданий; игры, соревнования с мячами, кеглями и обручами, предварительно разбитыми на группы по имеющимся признакам сходства, - вот далеко не полный перечень наших упражнений во время выходов в «большой» мир.

Наблюдения за явлениями, окружающими нас объектами, изменениями, происходящими с ними, предоставляют широкий простор для выполнения умственных операций сравнения, классификации, обобщения, а грамотная организация учебной деятельности способствует возникновению у каждого первоклассника важного чувства принадлежности к новой общности, желание быть успешным в обретаемом статусе школьника, обучаться и развиваться. Возвратившись из школы домой, ученики делятся с родителями мыслями, возникшими в ходе работы, но не высказанными пока в классе. Происходит настройка внутреннего мира первоклассников на положительное восприятие последующей учебной деятельности.

Следует отметить, что в ходе обучения учитель выполняет функцию «фасилитатора». (Фасилитация - процесс и феномен облегчения, оптимизации действий одного человека при активном, поддерживающем присутствии другого). На наш взгляд, это и функция, и миссия современного педагога. Концепция курса математики Н.Б. Истоминой, логика его построения, система заданий многочисленных учебных пособий комплекта, творчество самого педагога позволяют организовать реальный процесс обучения, учитывая имеющийся у первоклассников жизненный опыт.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Отдел морально-психологического обеспечения
В состав отдела входят три подразделения - отделение организации воспитательной работы, сотрудники которого большое внимание уделяют формированию у личного состава комплекса гражданских, нравственных, духовных и других профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенн ...

Диагностика ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Работа по изучению ловкости проводилась на базе ДОУ № 163 г. Новосибирска. Всего было обследовано 10 детей подготовительной группы «Теремок», 10 детей подготовительной группы «Оленята». В качестве экспериментальной группы мы определили группу «Теремок», в качестве контрольной «Оленята». Целью конст ...

Взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школу
В своих многочисленных статьях этого времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстой сформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей. Горячий протестант и страстный обличитель, как назвал его В. И. Ленин, подверг раз ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0224