Педагогика и образование » Словотворчество как закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте » Практическое подтверждение наличия словотворчества, рассмотрение его механизмов на конкретных примерах

Практическое подтверждение наличия словотворчества, рассмотрение его механизмов на конкретных примерах

Страница 4

Нам кажется необходимым заметить, что при работе с маленькими детьми крайне важно установление контакта, так как ребенок должен привыкнуть к «новому» человеку (экспериментатору). При работе с маленькими детьми (2,5 – 3,5года) мы посчитали целесообразным обратиться к помощи воспитателей и родителей в проведении эксперимента и являлись сторонними слушателями и наблюдателями. Опрос каждого испытуемого проходил в отдельной комнате, без контакта с другими детьми, в то время, когда ребенок сыт, спокоен, доволен, не хочет спать.

Эксперимент проходил спокойно. Дети более старшего возраста были очень заинтересованы и активны, некоторые намеренно вели себя очень серьезно. Дети младшего возраста относились к данным заданиям с подозрением, тем не менее, охотно сотрудничали. Работа с детьми оказалась очень приятной и интересной, и время от времени – забавной.

Двигательные реакции, вербальные реакции детей можно найти в приложении к данной работе в протоколе проведения методики «Что это такое?» в графе «Замечания». Ниже представлены наиболее яркие.

Вербальные реакции:

«Как же у овечки может быть муж? »

«Червяк один ползает, у него нет деток!»

«Муху не хочется ласково называть, летает, мешает, ну ладно .»

«Муха-муха, Цокотуха, позолоченное брюхо .»

«Простые вопросы, нет, не трудные.»

«Я приду у мамы дома спрошу, интересно, она знает?»

«А у вас дома есть сольница?»

«А большая кошка – кошь! У меня толстая кошь!!! Она – Листик (имя)»

«Насколько я знаю .»

«Я знаю, вылетело из головы.»

Двигательные реакции:

хмурили брови (наблюдалась у многих детей)

Почесывали затылок (дети старшего возраста, специально, показывая тем самым степень серьезности отношения к эксперименту).

Девочка хлопала в ладоши, когда отвечала, придумывала новое слова и получала одобрение.

Девочка, которая носит очки, поправляла их.

Смотрели на потолок.

Ходили, вставали.

Ответы испытуемых на предложенные вербальные основы можно найти в протоколе исследования в приложении к данной работе. Ниже мы представляем сводную таблицу ответов – указываем количество совпадений с нашими предположениями, также отдельной графой таблицы мы выносим наиболее необычные и интересные ответы на данную вербальную основу.

Кол-во полных совпадений

Кол-во частичных

совпадений

Наиболее интересные необычные ответы

1

9

10

салон, сольнц

2

4

1

покупателец, мы, мама

3

4

5

му, маленькие коровки

4

8

3

овц, муж

5

7

4

коша, киса

6

2

2

самовелик, ездун, дядя

7

10

10

мажет брови

8

2

1

палками, плавниками, руками, лопаткой

9

2

2

укол, доктор Айболит

10

12

9

змейкин, змеючий

11

9

8

червяк-сынок, нет деток, червик

12

11

7

мууша, жужжалка

Комментарии:

Очень часто на вербальную основу дети давали ответ словом, существующим в языке. С одной стороны это обуславливается тем, что ребенок знает о чем идет речь и называет предмет своим именем («весла», «телята», «доктор»). С другой стороны, нам кажется, что в некоторых случаях детям был непонятен или близко незнаком сам предмет, и они пытались найти похожий предмет и с него переносили название на вербальную основу («лопатка», «вазочка», «грузовик»»). Время, как мы уже писали, не ограничивается, но, тем не менее, хочется отметить, что на некоторые вербальные основы следовала незамедлительная реакция, а некоторые вызывали у детей трудность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Педагог-новатор Шаталов В.Ф
Застойные явления в обществе в конце 70-80-х годов в Советском Союзе захватили и школу. Замалчивание недостатков, превознесение достоинств, уравниловка в оценке работы учителя, однообразие в учебно-воспитательной работе, академизм характеризовали авторитарно-императивную педагогику. И в противовес ...

Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное вос ...

Концепция здорового образа жизни школьников специального учреждения
Что же такое здоровье? Один человек не заболевает гриппом даже при эпидемии, на другого достаточно чихнуть, и он уже болеет. Один в полынью зимой попадает и даже насморка не получит, другой – погулял на морозном воздухе, и у него уже ангина. О первом говорили, что у него крепкое здоровье, о втором, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0152