Нам кажется необходимым заметить, что при работе с маленькими детьми крайне важно установление контакта, так как ребенок должен привыкнуть к «новому» человеку (экспериментатору). При работе с маленькими детьми (2,5 – 3,5года) мы посчитали целесообразным обратиться к помощи воспитателей и родителей в проведении эксперимента и являлись сторонними слушателями и наблюдателями. Опрос каждого испытуемого проходил в отдельной комнате, без контакта с другими детьми, в то время, когда ребенок сыт, спокоен, доволен, не хочет спать.
Эксперимент проходил спокойно. Дети более старшего возраста были очень заинтересованы и активны, некоторые намеренно вели себя очень серьезно. Дети младшего возраста относились к данным заданиям с подозрением, тем не менее, охотно сотрудничали. Работа с детьми оказалась очень приятной и интересной, и время от времени – забавной.
Двигательные реакции, вербальные реакции детей можно найти в приложении к данной работе в протоколе проведения методики «Что это такое?» в графе «Замечания». Ниже представлены наиболее яркие.
Вербальные реакции:
«Как же у овечки может быть муж? »
«Червяк один ползает, у него нет деток!»
«Муху не хочется ласково называть, летает, мешает, ну ладно .»
«Муха-муха, Цокотуха, позолоченное брюхо .»
«Простые вопросы, нет, не трудные.»
«Я приду у мамы дома спрошу, интересно, она знает?»
«А у вас дома есть сольница?»
«А большая кошка – кошь! У меня толстая кошь!!! Она – Листик (имя)»
«Насколько я знаю .»
«Я знаю, вылетело из головы.»
Двигательные реакции:
хмурили брови (наблюдалась у многих детей)
Почесывали затылок (дети старшего возраста, специально, показывая тем самым степень серьезности отношения к эксперименту).
Девочка хлопала в ладоши, когда отвечала, придумывала новое слова и получала одобрение.
Девочка, которая носит очки, поправляла их.
Смотрели на потолок.
Ходили, вставали.
Ответы испытуемых на предложенные вербальные основы можно найти в протоколе исследования в приложении к данной работе. Ниже мы представляем сводную таблицу ответов – указываем количество совпадений с нашими предположениями, также отдельной графой таблицы мы выносим наиболее необычные и интересные ответы на данную вербальную основу.
№ |
Кол-во полных совпадений |
Кол-во частичных совпадений |
Наиболее интересные необычные ответы |
1 |
9 |
10 |
салон, сольнц |
2 |
4 |
1 |
покупателец, мы, мама |
3 |
4 |
5 |
му, маленькие коровки |
4 |
8 |
3 |
овц, муж |
5 |
7 |
4 |
коша, киса |
6 |
2 |
2 |
самовелик, ездун, дядя |
7 |
10 |
10 |
мажет брови |
8 |
2 |
1 |
палками, плавниками, руками, лопаткой |
9 |
2 |
2 |
укол, доктор Айболит |
10 |
12 |
9 |
змейкин, змеючий |
11 |
9 |
8 |
червяк-сынок, нет деток, червик |
12 |
11 |
7 |
мууша, жужжалка |
Комментарии:
Очень часто на вербальную основу дети давали ответ словом, существующим в языке. С одной стороны это обуславливается тем, что ребенок знает о чем идет речь и называет предмет своим именем («весла», «телята», «доктор»). С другой стороны, нам кажется, что в некоторых случаях детям был непонятен или близко незнаком сам предмет, и они пытались найти похожий предмет и с него переносили название на вербальную основу («лопатка», «вазочка», «грузовик»»). Время, как мы уже писали, не ограничивается, но, тем не менее, хочется отметить, что на некоторые вербальные основы следовала незамедлительная реакция, а некоторые вызывали у детей трудность.
Управление дошкольным образовательным учреждением
Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принци ...
Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрических
расстройств
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ...
Ж.Ж. Руссо о воспитании женщины
Руссо с большим вниманием рассматривает вопрос о том, какую жену выбрать для Эмиля. Воспитание невесты Эмиля Софи должно быть противоположно тому, которое получил ее жених. Назначение женщины, в понимании Руссо, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она должна быть воспитана для дома. Приспособл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.