Педагогика и образование » Словотворчество как закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте

Словотворчество как закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В настоящее время наука, занимающаяся изучением детской речи, называется онтолингвистикой или лингвистикой детской речи. Она рассматривает такие аспекты детского языка, как его функционирование в детской речи, его роль в формировании полноценной взрослой речи, механизмы его создания. Лингвистике детской речи посвящен ряд работ Цейтлин С.Н., Чуковского К.И., Гвоздева А.Н., Ушаковой Т.Н., Кольцовой М., Штерна В. на которые мы будем ссылаться и опираться.

Специфика детского языка заключается в том, что он частично состоит из единиц, отсутствующих в языке, но созданных ребенком на основе общих правил родного языка, копируя язык взрослых. «...начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту, ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка». Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного носит название словотворчества.

По нашему мнению проблема детского словотворчества является актуальной, так как представляет интерес для современной психолингвистики и методики развития детской речи. Словотворчество является нормой развития детской речи - «появление особых, не зафиксированных в речи взрослых форм, а тем более появление слов, самостоятельно сконструированных ребенком в возрасте от двух до трех и далее, это как раз свидетельство того, что он осваивает язык успешно, что он самостоятельно конструирует формы, что в его сознании складывается, уже сложилась система определенных правил, которые он использует самостоятельно». И если словотворчество отсутствует на определенном этапе, это может послужить родителям и воспитателям сигналом о том, что развитие речи ребенка происходит с отклонениями. Именно в связи с этим важна осведомленность родителей о словотворчестве и о его закономерных механизмах. Мы ставим перед собой цель изучить детское словотворчество, как закономерность развития речи ребенка в дошкольном детстве. Для достижения данной цели, нам необходимо выполнить ряд задач, две из которых направлении на теоретическое изучение материала, а две другие носят практический характер:

Изучить развитие лексики в онтогенезе.

Проследить усвоение ребенком различных элементов родного языка на разных уровнях (лексическом, грамматическом)

Классифицировать единицы словотворчества.

Исследовать единицы словотворчества, полученные экспериментальным путем и определить степень их сходства и различия у разных детей.

В данной работе мы предлагаем рассмотреть специфику развития речи в дошкольном возрасте, это и будет являться объектом нашего исследования. Предметом выступает словотворчество как необходимый элемент развития.

Мы предполагаем, что процесс словотворчества наблюдается у всех, без исключения детей дошкольного возраста, без отклонений в развитии. Так же мы выдвигаем гипотезу, согласно которой есть определенные механизмы словотворчества, которые будут наблюдаться у разных детей, не контактирующих друг с другом, то есть в результате экспериментов мы ожидаем увидеть одинаковые единицы словотворчества у разных детей.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может быть использована молодыми родителями и педагогами раннего развития в качестве справочного материала.

Экспериментальная база город Новосибирск, Ленинский район, детский сад №415, старшая и средняя группа.

Еще по теме:

Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности
Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, распространено мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. При всей кажущейся привлекательности этой точки ...

Теория свободного воспитания и метод естественных последствий по работе Ж.Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»
Роман "Эмиль" отразил общие взгляды Руссо на мир. Автор критически освоил и переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и кончая эпохой Просвещения. В "Эмиле" Руссо подверг критике существовавшую практику орг ...

Сущность и содержание понятия «социально-педагогический потенциал» учреждения дополнительного образования
Наше быстро развивающееся социальное общество предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой области как дополнительное образование, а значит, и к педагогике. Это обуславливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию изучаемых педагогических явл ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0101