Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя.
Тщательно надо продумать заключительную часть лекции, повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.
Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.
При чтении лекций текущий контроль осуществляется спонтанно по типу несловесной, подсознательной обратной связи, то есть тех сигналов, которые слушатель предлагает лектору, не осознавая это (взгляды, выражение удивления, припоминания).
В аудиториях, оборудованных современными компьютерными системами, организация такой работы не вызывает особых трудностей. В случае отсутствия подобных условий можно использовать раздаточный материал (карточки, тесты, шаблоны и т.д.), которые лектор раздает перед опросом и собирает после него. Раздача и сбор карточек в потоке из 100 студентов, как показывает опыт, продолжается всего 5 минут, выполнение студентами контрольных заданий - 10-12 минут, восстановление обстановки для прочтения лекции - 1-3 минуты.
Организация текущего контроля успеваемости требует расчленения учебного материала на сравнительно небольшие дозы. При определении рационального размера этих доз руководствуются двумя факторами: интервалом между смежными опросами (частота опросов) и содержанием задания в соответствии с системой разбивки курса лекций на темы. Опыт показывает, что рациональный интервал соответствует в среднем одному опросу за 6-8 часов лекций. В тоже время желательно, чтобы каждый опрос включал одну тему целиком или одну ее часть, имеющую самостоятельное значение.
Важно очень внимательно проанализировать круг вопросов, которые должны быть усвоены студентами. К их числу следует отнести всю новую информацию, а также известную студентам, которую вы объединили в качественно новую систему.
После заключительной лекции преподаватель может подвести итоги своей работы по отзывам студентов о лекциях, а также по структуре данной оценки, с помощью которой можно в дальнейшем целенаправленно совершенствовать лекционный курс. Для достижения этого можно провести анкетирование студентов, посещавших все лекции, дающее возможность сравнительно объективно оценить основные качества всех ваших лекций.
С этой целью готовится нужное количество анкет с указанием в них всех названий лекций в той последовательности, в которой они читались. Общая оценка лекции может представлять собой сумму пяти дифференцированных оценок (1-научность, 2-доступность, 3-связь с практикой, 4-манера чтения, 5-активность аудитории). Графа “Ваши пожелания” дает слушателям возможность высказать дополнительно и нестандартные мнения о лекции. Если лекционный курс читали разные лекторы, то в анкету после графы “Название лекции” вводится графа “Фамилия лектора”. На семинаре преподаватель предлагает студентам на следующее занятие принести конспекты лекций. К анкетированию лекции допускают только студентов, которые присутствовали на ней и имеют ее конспект.
Трудности обучения чтению на английском языке
Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. В подтверждение сказанного можно привести следующие данные: орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), ...
Цели деятельности современной школьной библиотеки
И.С. Пилко, доктор педагогических наук Кемеровского государственного университета культуры и искусств, утверждает, что любая библиотечная технология обладает рядом признаков: -целесообразность достижение планируемого результата с оптимальными затратами; -процессуальность= алгоритмическое представле ...
Понятие преемственности
в подготовке ребенка к школе
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интелл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.