Педагогика и образование » Применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплины "Менеджмент" » Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и назначение

Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и назначение

Страница 3

2. Ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа – анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого понимания учебного материала путем его знакового моделирования.

3. Практически реализуется способ схематической визуализации информации, который представляет собой более рациональный прием работы с учебным материалом вообще.

4. Структурирование и схематизация текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания.

5. Структурно-логическая форма изложения материала помогает быстрее сформировать у обучающихся целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины.

Названные преимущества объясняют выбор педагогов структурно-логической формы изложения материла при подготовке к занятиям.

Работа с опорными конспектами включает в себя несколько основных подсистем. Во-первых, подсистема «Компоненты», которая формирует структуру и образную презентацию информации и может включать:

– опорный сигнал, как ассоциативный символ, несущий определенную смысловую нагрузку (условно – единица информации);

– опорный рисунок – условное, схематическое, легко воспроизводимое изображение информации или объекта;

– опорный блок – взаимное расположение опорных сигналов, содержащая в себе информацию части темы;

– блок-схема – в некоторых случаях несколько опорных блоков структурирующихся в более объемную конструкцию.

Во-вторых, подсистема «Принципы составления», которая учитывает:

– лаконичность (недопустимость перегрузки);

– разнообразие.

В-третьих, подсистема «Алгоритм составления»:

– отбор и чтение информации;

– составление плана;

– введение условных обозначений.

В-четвертых, подсистема «Классификация», которая определяет типы опорных конспектов в соответствии с их изобразительной формой и дидактическим назначением:

– развернутый графический логический смысловой (шифрованный);

– текстуально-схематический опорный конспект.

Таким образом, используя в практике подготовке к занятиям и в процессе проведения самих занятий, опорный конспект педагог реализует следующие компетенции:

1. Самоменеджмент:

– постановка проблемы (подготовка к занятию по определенной теме) и поиск решения (форма представления материла);

– целеполагание (определение целей занятия) и планирование (составление плана занятия);

– оценка результата и рефлексия (эффективность подачи информации).

2. Информационная компетентность:

– поиск информации (работа с источниками);

– обработка информации (выделение главного, кодирование, схематическое представление);

– использование информации (работа с опорным конспектом во время занятия).

3. Коммуникативная компетентность:

– публичная коммуникация (опорный конспект – как план содержания занятия);

– конструктивный диалог (опорный конспект – как «каркас» выстраивания диалога с обучающимися).

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Обзор компьютерных графических средств по изобразительной деятельности
Название, системные требования Описание Несерьезные уроки: Учимся рисовать Издательство: «Новый Диск» Год выпуска: 2001 г. Носитель: CD Серия программ для детей "Несерьезные уроки" включает 9 дисков. Каждый из них представляет собой сборник игр, обучающих буквам и цифрам, развивающих памя ...

Актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого в контексте воспитательной работы с младшими школьниками
Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Л.Н. Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной ...

Исследование направленности учебной мотивации
Исследование направленности учебной мотивации представлено в виде графика 5. Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что в гимназических классах количество детей с выраженным доминированием внутренней мотивации примерно одинаково: 6 «А» - 58%, 6 «Г» - 52%. Данные по классам возрастной нор ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2317