– в отличие от конспекта, немногословный и предельно сжатый, каждый символ, слово или знак – это отражение самого главного (часто опорные сигналы – это только, своего рода намек на то, что нужно рассказывать, далее мысль должна следовать сама, выстраивая цепочки слов, фраз, новых мыслей).
– в отличие от схемы информация полностью не кодируется, материал представлен словесно простым предложением или полным понятием.
Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:
1. Лаконичность. Ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
2. Структурность. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 – 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
3. Унификация. Введение определенных знаков-символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.
4. Автономность. С одной стороны обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки, с другой – все блоки между собой связаны логически.
5. Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации).
6. Непохожесть. Разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению.
7. Простота. Избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся до минимума.
Исходя из определения понятия «опорный конспект» и требований к написанию, можно выделить основные принципы его составления:
– небольшое количество крупных единиц информации;
– конспективное изображение изучаемого материала;
– выбор оптимального варианта изучения темы урока;
– логическая взаимосвязь, последовательность событий;
– указание главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты.
Эти требования и принципы в основном предъявлялись для опорных конспектов, которые В.Ф. Шаталов использовал на уроках в качестве наглядности, и с которыми детям предлагалось работать дома (повторять материал, самостоятельно разрабатывать опорные сигналы).
Однако основные характеристики и принципы разработки опорных конспектов также актуальны и могут быть использованы для подготовки педагога к занятиям. При отборе материала для опорных конспектов педагогу необходимо предусматривать возможные затруднения обучающихся в усвоении отдельных наиболее сложных положений, установить рациональную логическую и дидактическую структуру материала, продумать способы использования средств обучения, определить содержание и формы контроля знаний и умений.
Кроме системы обучения В.Ф. Шаталова, на сегодняшний день все большую популярность приобретает метод фрейма. Фрейм – это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса. Фрейм – это схема, каркас. На основе различных конструкций, выстраивается каркас конкретного содержания занятия.
Фреймы в образовании имеют различные названия:
– логико-смысловые модели В.Э. Штейнберга (схемы, включающих два компонента: смысловой компонент в виде основных понятий по теме занятия и логический компонент, организующий эти понятия в связную систему и поддерживающий выполнение операций анализа и синтеза);
– граф-схемы, матрицы, на основе дидактических единиц П.М. Эрдниева (в технологии укрупненных дидактических единиц используются одновременно все коды, несущие информацию: слово, рисунок, символ, число, модель, предмет, физический опыт);
– «паучки» Дж. Хамблина (графическое представление учебной информации в вид крупномодульных опор – граф-схем); и другие.
Представление конспекта в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала. Среди таких преимуществ можно выделить следующие: 1. Упрощается возможность определения структуры изучаемого явления, существенных связей между компонентами; затруднение в выделении главного в линейно-текстовом изложении в значительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением ее в виде таблиц, а лучше – схем.
Теории мыслительной деятельности и их практическое
значение для обучения ребенка младшего школьного возраста
Далее нам необходимо выяснить, когда, с какого времени у ребенка появляются способности к мышлению. Насколько мышление зависит от врожденных особенностей психики ребенка. Мышление, как и память, было предметом постоянного внимания психологов. Признание и судьба многих исторически существовавших шко ...
Структура процесса обучения и особенности его
этапов
В процессе обучения отдельному двигательному действию (независимо от объекта усвоения – действия, операции, так называемой основы техники или её деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач ...
Персонализация образовательного процесса в высшей школе
Современный мир характеризуется безудержным ростом дисбалансов и противоречий, которые усиливаются и достигают критической массы в ходе глобализации и информатизации, идущих под знаком разрушительной потребительско-расточительной доминанты существования. Видные ученые и мыслители современности отме ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.