Педагогика и образование » Применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплины "Менеджмент" » Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и назначение

Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и назначение

Страница 2

– в отличие от конспекта, немногословный и предельно сжатый, каждый символ, слово или знак – это отражение самого главного (часто опорные сигналы – это только, своего рода намек на то, что нужно рассказывать, далее мысль должна следовать сама, выстраивая цепочки слов, фраз, новых мыслей).

– в отличие от схемы информация полностью не кодируется, материал представлен словесно простым предложением или полным понятием.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:

1. Лаконичность. Ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

2. Структурность. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 – 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

3. Унификация. Введение определенных знаков-символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

4. Автономность. С одной стороны обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки, с другой – все блоки между собой связаны логически.

5. Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации).

6. Непохожесть. Разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению.

7. Простота. Избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся до минимума.

Исходя из определения понятия «опорный конспект» и требований к написанию, можно выделить основные принципы его составления:

– небольшое количество крупных единиц информации;

– конспективное изображение изучаемого материала;

– выбор оптимального варианта изучения темы урока;

– логическая взаимосвязь, последовательность событий;

– указание главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты.

Эти требования и принципы в основном предъявлялись для опорных конспектов, которые В.Ф. Шаталов использовал на уроках в качестве наглядности, и с которыми детям предлагалось работать дома (повторять материал, самостоятельно разрабатывать опорные сигналы).

Однако основные характеристики и принципы разработки опорных конспектов также актуальны и могут быть использованы для подготовки педагога к занятиям. При отборе материала для опорных конспектов педагогу необходимо предусматривать возможные затруднения обучающихся в усвоении отдельных наиболее сложных положений, установить рациональную логическую и дидактическую структуру материала, продумать способы использования средств обучения, определить содержание и формы контроля знаний и умений.

Кроме системы обучения В.Ф. Шаталова, на сегодняшний день все большую популярность приобретает метод фрейма. Фрейм – это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса. Фрейм – это схема, каркас. На основе различных конструкций, выстраивается каркас конкретного содержания занятия.

Фреймы в образовании имеют различные названия:

– логико-смысловые модели В.Э. Штейнберга (схемы, включающих два компонента: смысловой компонент в виде основных понятий по теме занятия и логический компонент, организующий эти понятия в связную систему и поддерживающий выполнение операций анализа и синтеза);

– граф-схемы, матрицы, на основе дидактических единиц П.М. Эрдниева (в технологии укрупненных дидактических единиц используются одновременно все коды, несущие информацию: слово, рисунок, символ, число, модель, предмет, физический опыт);

– «паучки» Дж. Хамблина (графическое представление учебной информации в вид крупномодульных опор – граф-схем); и другие.

Представление конспекта в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала. Среди таких преимуществ можно выделить следующие: 1. Упрощается возможность определения структуры изучаемого явления, существенных связей между компонентами; затруднение в выделении главного в линейно-текстовом изложении в значительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением ее в виде таблиц, а лучше – схем.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Этапы становления социальной педагогики в современный период
Более чем пятнадцатилетний опыт развития социальной педагогики свидетельствует о том, что она имеет все объективные основания для своего дальнейшего развития: социально-политические основания (потребности различных групп населения и его социальный заказ); социально-психологические основания (ожидан ...

Методические рекомендации
В связи с многообразием проявления методической деятельности существует много видов методических публикаций: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, методические письма. Одни из них подготовлены на основе результатов научного (диссертационного) исследования, други ...

Виды адаптации
1. Высокий уровень адаптации Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, вып ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0118