Педагогика и образование » Социально-педагогические проблемы организации проектно-творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения » Организация проектно-творческой деятельности младших школьников как социально-педагогическая проблема

Организация проектно-творческой деятельности младших школьников как социально-педагогическая проблема

Страница 2

Универсализация метода проектов привела к изданию комплексно-проектных программ для школ, согласно которому элементы знаний по основам наук группировались вокруг конкретных трудовых заданий учащихся.

При таком построении учебного процесса невозможно было вооружить учащихся систематизированными знаниями основ наук. Не создалось системы и самого трудового обучения, так как его содержание зависело от случайных факторов.

Эта система была осуждена в постановлении ЦК ВКП /б/ от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» и от 25 августа 1932 г. «Об учебных планах и в режиме в начальной и средней школе». В дальнейшем метод проектов в практике отечественных школ долгое время не применялся.

В последние годы интерес к методу проект возрос и получил широкое распространение.

Толковый словарь дает следующее определение понятию «Проект» – разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства.

Проект – это завершенная творческая работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и избранная им с учетом своих индивидуальных интересов.

Под проектной деятельностью понимается одна из наиболее популярных форм работы с учащимися, получившая последние годы широкое распространение. Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.

Метод проектов имеет свои открытия: направлен на создание проектов изделий и услуг; способствует созданию проектов новых изделий и услуг с учетом сохранения и приумножения природных богатств; соответствует знаниям выполненной учебной программы; имеет широкий диапазон (изделия для школы, дома, досуга, игр, реализации); применяет новейшие информационные технологии в процессе выполнения проектов.

Метод проектов в образовательной области «Технология» – гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе. Проектная технология обучения открывает буквально перед каждым, даже самым трудным в интеллектуальном развитии школьником, те сферы развития, где он может проявить себя и достичь вершины творчества. Но, самое главное, она дает прекрасную возможность для развития воли ученика, так как школьник учится изготавливать свое изделия от появления в идее до воплощения в готовом изделии, из урока в урок постепенно делает школьника более находчивым, дисциплинированным, собранным и целеустремленным.

В процессе анализа проектно – творческой деятельности, выявлено, что главной особенностью метода проектов является исследовательская работа:

– исследование потребности в товаре или услуге; исследование истории данной проблемы; исследование конкурентов; поиск оптимального варианта изделия из многих и оценка положительных и отрицательных качеств; определение и оценка наиболее подходящих моментов для данного изделия;

– разработка наиболее эффективной технологии изготовления; оценка изделия.

В современной психолого-педагогической литературе проектность – одно из измерений уровня культуры народа и определяющая черта современного мышления. Проектное мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого учащийся использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до реализации.

Научить проектировать в большом и малом, выбрать наиболее оптимальные и в то же время конкурентоспособные варианты – главная задача метода проектов.

Под творческим проектом понимается самостоятельная итоговая работа. Качество выполнения этой работы зависит от усвоения разделов программы, прочности знаний, умений, навыков.

Проект может состоять из определенных частей, например, эскизов, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработку технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты испытаний, исследований, элементы реконструкции, усовершенствования изделия, экономические расчеты.

Творческие проекты выполняются учащимися со второго по одиннадцатый класс, но подготовка к ним ведется уже с первого года обучения. Основная цель проектов – контроль знаний и умений учащегося, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях. В результате выполнения проектов у школьников воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы.

Варианты проектов могут быть различными. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена товарищем, родителями, учителем. Проект можно выполнять совместно, но при этом четко разделить его на части, которые выполняет каждый ученик.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Задачи и содержание обучения сюжетно – ролевой игре умственно отсталых детей
С первого дня пребывания детей в детском саду педагоги должны проводить с ними целенаправленную работу по формированию навыков бережного отношения к игрушкам. Умственно отсталые дети трех - четырехлетнего возраста вполне способны под руководством воспитателя аккуратно расставлять игрушки по местам. ...

Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи
Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений. Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприят ...

Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Все разнообразие форм преемственности в современном обучении детей математике можно систематизировать, выделив условно три типа преемственности. Первый тип характеризуется дублированием в дошкольной подготовке основного содержания и конкретных заданий программ первого класса школы; При втором типе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0239