В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве — необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины — соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и в конечном счете метрических мер.
Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования — использованию сенсорных эталонов.
Цели и задачи программы:
1.Выделить критерии оценки, регуляции познавательных процессов детей раннего возраста.
2.Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие поведению детей в процессе реализации сенсорно-математических представлений.
3.Стимулировать и поддерживать поиск способов решения практических задач.
4.Привлеч внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов, их размеров, названий и количества.
5.Организация разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорно-математическое развитие.
В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства: 5, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины.
Первоначальный этап обучения — это ознакомление детей с сенсорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия. Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов; вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями, отдельными параметрами величины. Появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между разновидностями свойств: расположение цветов в спектре, результаты их смешения, последовательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.
Программа рассчитана на два занятия в неделю, длительностью 15-20 мин каждое.
Учебный план сенсорно-математического развития детей раннего возраста
№ |
Содержание |
Количество |
Длительность |
1 |
Занятия |
1 раз в неделю |
8-10 минут |
2 |
Дидактические игры и упражнения |
2 раза в день |
5-10 минут |
3 |
Индивидуальная работа |
Ежедневно |
5-10 минут |
4 |
Самостоятельная познавательная деятельность детей, в специально организованной развивающей среде. |
В соответствии с режимом и планом работы |
На усмотрение педагога |
5 |
Игры-экспериментирование |
4 раза в месяц |
10-15 минут |
6 |
Развлечения |
1 раз в квартал |
15-20 минут |
Содержание программы представляет собой систему проведения занятий познавательного сенсорно-математического содержания, систему дидактических игр, их планирование в режиме дня.
Сентябрь | |||
1 |
Учить детей соотносить предметы по цвету; познакомить с понятием – «круглый». Формировать представление о протяженности предметов. |
Листы бумаги, с наклеенными на них полосками, красного и желтого цвета. По три картинки в изображение предметов красного и желтого цветов, по одному красному или желтому шарику на каждого ребенка: две коробки красная и желтая | |
2 |
Познакомить детей с квадратом; закрепить умение различать и называть цвета красный, синий, зеленый; учить соотносить предмет с его контуром на бумаге путем наложения. |
Матрешки по числу детей. Листы бумаги с контурами красного круга диаметром 6 см, зеленого квадрата 6:6 , синего прямоугольника 6:3, вырезанные из бумаги круги, квадраты, прямоугольники, соответствующие по размеру и цвету, изображенным на рисунке чистые листы бумаги, зеленые карандаши | |
3 |
Учить детей соотносить фигуру определенной формы (круг с предметом такой же формы - мяч); учить ориентироваться в реальном пространстве и на листе бумаги; строить грамматические конструкции с предлогом "у" и "на"; вести понятия большой, маленький. |
Квадратные листы бумаги с контуром зеленого квадрата 3:3, рисунком красного и желтого мяча диаметр-3 см, матрешки на каждого ребенка и маленький мишка. | |
4 |
Упражнять в различении основных цветов путем подбора по образцу; активизировать словарь за счет слов, обозначающий цвет. |
Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона разных цветов 15:0,5; Шесть кругов такого же цвета диаметр 10 см/. Ниточки и шарики у каждого ребенка | |
Дидактические игры и упражнения | |||
1 неделя | |||
1 |
Собери корзинку из осенних листьев |
Закреплять понятия «один», «много», «большой», «маленький» | |
2 |
К игрушкам в гости |
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |
3 |
Достань ленточку |
Закреплять цвета (желтый, красный, зеленый). Развивать мелкую моторику | |
2 неделя | |||
1 |
Найди, что скажу |
Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы. | |
2 |
На, что похожа эта фигура. |
Находить в окружающем предметы соответствующей формы (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.) | |
3 |
Спрятались от дождика |
Закреплять знание основных цветов | |
3 неделя | |||
1 |
Определи предмет на ощупь |
Умение находить предметы ( квадрат, краг) тактильным путем. | |
2 |
К нам гости пришли |
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |
3 |
Собери бусы. |
Закреплять название цветов и величину бусин. | |
4 неделя | |||
1 |
На, что похожа эта фигура. |
Находить в окружающем предметы соответствующей формы (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.) | |
2 |
К игрушкам в гости |
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |
3 |
Осенние листочки |
Закреплять понятия «один», «много». | |
ОКТЯБРЬ | |||
1 |
Продолжать формировать у детей простейшие приемы, с помощью которых можно устанавливать, одинаковы или различны по цвету однородные предметы: закреплять представления "один", "много". |
Два больших листа бумаги белого, зеленого цветов, клей, кисточки, по одному желтому и зеленому кружку на каждого ребенка. | |
2 |
Учить детей простейшим приемам, с помощью которых можно установить, одинаковы или различны однородные предметы по цвету: закреплять представления о круглой форме. |
Две куклы в красной и желтой ша- почках по одному красному и одному желтому шарику на каждого ребенка, в красной и желтой коробках. Фланелеграф, 5-7 картинок с изображением круглых предметов, 3-4 картинки с изображением предметов другой формы. | |
3 |
Учить детей сравнивать предметы по величине путем наложения их друг на друга и находить два предмета одинаковой величины, т.е. развивать глазомер; познакомить с фигурой "кирпичик". Учить складывать изображение по образцу из предложенных фигур. |
По три зеленых и по три желтых кирпичика, по одному зеленому и одному желтому шарику на каждого ребенка и на воспитателя: полоски белой бумаги, кружки большого диаметром 6 см и маленького, диаметром 4 см, вырезанные из бумаги два кружка синего цвета, соответствующие по величине контурам на бумаге. | |
4 |
Закреплять представление о том, что разные предметы могут иметь одну ту же форму. Продолжать учить, сравнивать предметы по величине: познакомить с оранжевым цветом: учить различать круг, квадрат, прямоугольник |
Фланелеграф, 5-6 картинок с изображением круглых предметов: листы голубой бумаги с наклеенными на них зелеными полосками, занимающими треть листа на каждого ребенка. | |
Дидактические игры и упражнения | |||
1 неделя | |||
1 |
Больше, меньше |
Продолжать учить различать величину предметов. | |
2 |
Посади на свою скамеечку |
Располагать фигуры в соответствии с заданным образцом. | |
3 |
Определи предмет на ощупь |
Умение определять форму предмета. | |
2 неделя | |||
1 |
Разноцветные фонарики |
Закреплять названия цветов, округлую форму | |
2 |
Собери, разбери пирамидку |
Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. | |
3 |
На, что похоже. |
Учить различать округлую форму (яблоко, капуста, помидор, вишня и т.д.) | |
3 неделя | |||
1 |
Собери картинку |
Развивать образное мышление. Учить составлять целое из двух частей. | |
2 |
Подбери по размеру |
Находить и подбирать по размеру заданные предметы. | |
3 |
Найди, что скажу |
Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы. | |
4 неделя | |||
1 |
Геометрические вкладыши |
Располагать фигуры в соответствии с рамками вкладыша. | |
2 |
Собери, разбери пирамидку |
Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. | |
3 |
К нам гости пришли |
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |
НОЯБРЬ | |||
1 |
Учить детей строить домик из кубика и призмы; познакомить с треугольником; закрепить умение выкладывать фигуры путем наложения и совмещения других фигур. |
Кубики призмы разных цветов на каждого ребенка и для воспитателя, машинки, листы бумаги с нанесенными на них контурами дома вырезанные из бумаги квадраты и (треугольники всех известных детям цветов, соответствующие по размерам, контурам дома на рисунках на каждого ребенка). | |
2 |
Учить детей строить дорожки путем приставления кирпичиков друг к другу; формировать представления о длине предмета (длинный, короткий). |
По два кирпичика белого цвета на нее каждого ребенка и для воспитателя, маленькие машинки на каждого ребенка, фланелеграф, длинная красная и короткая синяя полоски, короткая и длинная ленты разного цвета. | |
3 |
Учить детей собирать пирамиду из шариков; продолжать формировать представление о величине предметов (большой, меньше, маленький), продолжать учить приемы с совмещения, наложения, приложения. |
Пирамидки из красного, желтого и синего шариков, листы бумаги, на которых нарисованы пирамидки, составленные из трех кружков такого же цвета (диаметры – 6 см, 4 см, 3 см) вырезанные из бумаги кружки, соответствующие изображенным на рисунке по величине и цвет на каждого ребенка и на воспитателя. | |
4 |
Продолжать закреплять представление о треугольнике, продолжать формировать понятая "высокий", "низкий", продолжать учить детей, способам наложения, совмещения и приложения. |
По две елочки (большие и маленькие), по листу бумаги, на котором изображена зеленая елочка, по три вырезанных из бумаги зеленых треугольник (большой, меньше, еще меньше) на каждого ребенка | |
Дидактические игры и упражнения | |||
1 неделя | |||
1 |
Найди пару |
Учить группировать предметы по величине. | |
2 |
Сварим суп из овощей |
Закреплять знание овощей и умение различать их по величине. | |
3 |
Определи предмет на ощупь |
Умение находить предметы (квадрат, краг) тактильным путем. | |
2 неделя | |||
1 |
Положи, что скажу |
Учить показывать по названию плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера. | |
2 |
Составь рисунок |
Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур | |
3 |
Собери, разбери пирамидку |
Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. | |
3 неделя | |||
1 |
Разноцветные клубочки |
Группировать предметы по цвету и величине. | |
2 |
Какая форма? |
Закреплять знания (круг, квадрат, треугольник) | |
3 |
Найди, что скажу |
Закреплять знание предметов и их форму. | |
4 неделя | |||
1 |
Разноцветные вкладыши. |
Закреплять знание основных цветов и форм. | |
2 |
Сложи орнамент из фигур. |
Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур | |
3 |
Наши игрушки. |
Продолжать формировать представления о величине предметов. | |
Декабрь | |||
1 |
Закреплять названия геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник; учить соотносить цвет и форму с предметами, продолжать учить ориентироваться в пространстве, называть свои действия с предметами |
Фланелеграф, круги/большой и маленький/ зеленого, оранжевого и белого цвета, квадраты /большой и маленький / красного, желтого и синего цветов, треугольники /большой и маленький/ синего, оранжевого, желтого цвета, заяц, мяч, листы бумаги некоторых изображены мячи, составленные из двух половинок круга. | |
2 |
Ввести название новой фигуры – полукруг, закреплять знания детей о прямоугольнике, познакомить с коричневым цветом. Учить из полукруга и прямоугольника выкладывать гриб. |
Муляж гриба, лист бумаги с изображением контуров грибов, вырезанные из бумаги полукруги и прямоугольники, по цвету и величине соответствующие частям грибов на рисунке, цветные карандаши, чистые листы бумаги на каждого ребенка. | |
3 |
Учить детей чередовать одинаковые по форме, но разные по цвету предметы, закреплять умение накладывать фигуры на их контурное изображение на бумаге. |
Листы бумаги, на которых изображены бусинки красного, желтого цвета, но три красных и по два желтых кружка такой же величины, что и бусинки на рисунке. Листы бумаги, на которых нарисованы дуги (нитки для бус). | |
4 |
Познакомить детей с новое фигурой - овалом, продолжать учить чередовать предметы, одинаковые по форме, но разные по цвету, закреплять умение накладывать фигуры на их изображение, учить обводить контуры предметов |
Листы бумаги, на которых нарисованы воздушные шары, по два красных и по два зеленых овала, по величине соответствующих изображенным на рисунке (на каждого ребенка и для воспитателя), фланелеграф, два кружка (большой и маленький), два овала (большой и маленький), два прямоугольника (большой и маленький). | |
Дидактические игры и упражнения | |||
1 неделя | |||
1 |
Вкладыши. |
Учить соотносить геометрические фигуры по соответствующим отверстиям. | |
2 |
Собери картинку. |
Действовать с частями изображения, сопоставляя детали. | |
3 |
К нам гости пришли. |
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |
2 неделя | |||
1 |
Подбери по цвету |
Группировать предметы по цвету. | |
2 |
Собери бусы. |
Закреплять название цветов и величину бусин. | |
3 |
Определи предмет на ощупь. |
Умение находить предметы ( квадрат, краг, овал, треугольник) тактильным путем. | |
3 неделя | |||
1 |
Что изменилось? |
Определять недостающий предмет в группе разнородных предметов | |
2 |
Найди пару. |
Учить группировать предметы по величине | |
3 |
Наши игрушки. |
Продолжать формировать представления о величине предметов. | |
4 неделя | |||
1 |
Разложи по порядку. |
Чередовать предметы в порядке убывания величины. | |
2 |
Составь рисунок |
Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур. | |
3 |
Собери, разбери пирамидку |
Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. | |
Место компьютера среди других технических средств обучения
и его функции в процессе обучения иностранным языкам
Отличительными характерологическими признаками персонального компьютера в качестве электронного технического средства обучения являются автоматичность и наличие обратной связи. Дидактическими преимуществами персонального компьютера по сравнению с другими средствами обучения являются: полифункционал ...
Результирующая мотивация. Взаимодействие внутренней и внешней мотивации
Нередко ученики испытывают конфликт мотивов. Например, ученик постепенно делает выбор – стремиться к успеху или избегать неудач. В конфликт могут вступать, например, мотив достижения и социальный мотив. Ученик, стремящийся к личным достижениям, может скрывать свои знания в классе, где преобладает н ...
Формирование навыков учебной деятельности
Усвоение детьми программного материала в большей мере определяется работой, направленной на формирование навыков учебной деятельности. Важно с первых занятий развивать у ребят умение заниматься, систематически приучать к внимательному наблюдению за действиями педагога и одновременному слушанию его ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.