Говоря о педагогических аспектах создания и использования интернет-технологий в образовании, необходимо дать характеристику дидактическим принципам.
Вообще, в современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. В педагогике же дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и законами. В связи с этим, можно выделить следующие основные дидактические принципы, на которые основываются интернет-технологии:
принцип интерактивности,
принцип обучения как диалога,
принцип адаптивности учебного материала,
принцип гибкости учебного материала,
принцип "передаваемости" материала в дистанционном обучении,
принцип активности обучаемого в образовательном процессе.
Рассмотрим каждый из этих принципов.
1. Принцип интерактивности.
Интерактивность - одно из самых популярных понятий в области образования, основанного на новых технологиях обучения. Оно происходит от английского слова, которое означает взаимодействовать, воздействовать, влиять друг на друга.
Поскольку конвергенция между телекоммуникациями и компьютерами постоянно усиливается, постольку обостряется вопрос об использовании телематических систем в разных сферах общественной жизни, в частности, в сфере образования. Одним из важнейших принципов построения обучающих программ на базе телематических систем, внедрения телекоммуникационных и информационных технологий в учебный процесс является принцип интерактивности. Этот принцип дает возможность обеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающим на расстоянии по сети.
Развитию глобальной коммуникационной системы для дистанционного обучения, которое является одной из основных интернет-технологий, на принципах интерактивности посвящен международный проект CO-LEARN (Cooperation in Learning - Сотрудничество в обучении).
Для того, чтобы создать высококачественную коммуникацию на расстоянии и содействовать сотрудничеству между участниками образовательного процесса, взаимодействию как между обучаемыми и преподавателями, так и между самими обучаемыми, этот проект развивает 4 коммуникационных системы для дистанционного обучения: систему мультимедиа конференций в реальном времени для коммуникации внутри небольших групп; систему асинхронных компьютерных конференций для коммуникаций в больших группах; систему для телепреподавания в реальном времени, которая позволяет преподавателям взаимодействовать с группами обучаемых, расположенных в разных местах (дистанционные лекции); систему телепомощи в реальном времени, когда ассистент может заниматься с небольшой группой обучаемых (дистанционное наставничество).
Таким образом, проект стремится выделить основные с педагогической точки зрения ситуации в учебном процессе, когда акцент делается на коммуникации или кооперации между участниками этого процесса, и воссоздать эти ситуации взаимодействия в контексте дистанционного обучения с помощью телематических систем.
Система мультимедиа конференций в реальном времени обеспечивает коммуникацию между 4 или 5 участниками конференции с высоким уровнем сотрудничества между обучаемыми. Эта система позволяет совместную работу группы обучаемых над одним и тем же материалом в интерактивном режиме.
Асинхронные компьютерно-опосредованные конференции осуществляют коммуникацию между всеми участниками (которых может быть более 20 человек) с относительно невысоким уровнем интерактивности между обучаемыми (система off-line). Эта асинхронная коммуникация основана на парадигме беседы. Система поощряет взаимодействие между обучаемыми, храня мультимедиа базу данных всех их замечаний.
Телепреподавание в реальном времени позволяет коммуникацию между учителем и большой группой обучаемых. После обычной лекции обучаемые могут задать вопросы. Для этого они должны "поднять электронную руку", и компьютер учителя по очереди предоставит им слово. Эта система позволяет учителю обучать одну или сразу несколько удаленных классных аудиторий. Однако интерактивность между обучаемыми очень слабая (они взаимодействуют только в конце курса).
Система телеассистирования в реальном времени устанавливает связь между одной центральной рабочей станцией и несколькими подчиненными рабочими станциями. Ученики обучаются с помощью компьютерных программ и других учебных материалов, а учитель может наблюдать за всеми их рабочими станциями одновременно. Однако коммуникация может быть в определенное время между учителем и одним из учеников безо всякой интерактивности между обучаемыми. При этом телеассистирование может осуществляться или как интерактивный диалог учителя и ученика в реальном времени или через асинхронные послания посредством мультимедиа базы данных.
Теоретико-методологические основы педагогики
Рудольфа Штайнера
Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Они работают по принципу «не опережения» развития ребенка, но предоставления всех в ...
Психолого-педагогические аспекты становления ценностной сферы личности
Теоретические подходы к определению понятия«ценностные ориентации личности» Педагогическая аксиология- сравнительно молодая наука. В сфере ее интересов находятся такие понятия как ценность, ценностное сознание, ценностные ориентации. Педагогическая аксиология изучает взаимовлияние ценностей и лично ...
Система дидактических игр и упражнений для сенсорного развития
дошкольников
Гипотезой нашего курсового исследования выступает тезис, что дидактические игры оказывают положительное влияние на сенсорное развитие дошкольников. В подтверждение выдвинутой гипотезы подобраны дидактические игры и упражнения для сенсорного развития дошкольников (Приложения 1-). В зависимости от ко ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.