Авторы по-разному определяют понятие – дисграфия. "Дисграфия" (от лат. "графо" — пишу) частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Тое есть дисграфия – нарушение письма.
Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме. Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
На сегодня достаточно остро стоит проблема необходимости упорядочения терминологии, используемого при изучении и описании нарушений письма у детей младшего школьного возраста, в связи с накоплением новых данных и произошедшими изменениями в содержании самих терминов: и в первую очередь таких, как письмо и письменная речь, дисграфия и нарушения письма.
Некоторые авторы под дисграфией понимают нарушения письма, возникающие у детей как следствие несформированности определенных операций, принимающих участие в процессе письма. При этом ими выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.
В настоящее время в логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны общие методологические подходы, направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии: И.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, С.Б. Яковлев, Е.В. Мазанова и другие.
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоционально-волевой сферы.
Письменная речь школьника-дисграфика отличается количеством своеобразных ошибок. Это так называемые специфические ошибки.
К специфическим ошибкам дисграфика относятся (По Л.С. Волкову):
1) ошибки фонетического характера (повторяющиеся замены букв по сходству их произношения);
2) искажения слоговой структуры слова: пропуски гласных, согласных и целых слогов, перестановки слогов;
3) раздельное написание частей одного слова и совместное написание двух слов
4) ошибки грамматического характера: опускание предлогов;
5) ошибки графического характера — замены букв по графическому сходству. И.Н. Садовников выделяет три группы специфических ошибок:
· ошибки на уровне буквы и слога (обусловлены несформированностью действий звукового анализа слов);
· ошибки на уровне слова (обусловлены затруднениями в вычленении из речевого потока речевых единиц и их элементов);
· ошибки на уровне предложения (словосочетания) (обусловлены недостаточностью языковых обобщений).
Причины данного отклонения могут быть разные. Тот или иной недостаток речи, близорукость, ослабление слуха, длительные пропуски школы по болезни, плохие домашние условия, безнадзорность, плохая дисциплина в классе, переход от одного учителя к другому.
О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.
Акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме.
Моторная дисграфия. Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.
Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена). Выделяются следующие виды дисграфий:
Развитие воображения ребенка-школьника с сохранным слухом и недостатками
слуха
Одной из важнейших задач психолого-педагогической работы является всестороннее изучение личности ребенка. Как отмечал К.Д. Ушинский «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Отечественными психологами Л.С. Выготским, В.В. ...
Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко
А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Теория А. С. Макаренко непосредственно вырастала из практики: на протяжении 16 лет он талантливо и п ...
Особенности организации взаимодействия учителя с учащимися с учетом
психологической проблемы
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.