Педагогика и образование » Педагогическое общение в учреждениях дополнительного образования детей » Влияние особенностей учреждений дополнительного образования детей на характер педагогического общения

Влияние особенностей учреждений дополнительного образования детей на характер педагогического общения

Страница 7

а) социально-педагогические функции:

гражданское и профессиональное самоопределение детей,

восполнение отсутствующих компонентов общего образования,

создание условий для развития коммуникативных контактов, формирование образа жизни;

б) социальную: предупреждение детской безнадзорности в условиях занятости родителей в общественном производстве;

в) организационно-методическую: подготовка пионерских вожатых, организаторов внеурочной и внешкольной работы с учащимися, помощь классным руководителям.

Термины "дополнительное образование", "учреждение дополнительного образования детей" имеют возраст чуть больше десяти лет. Они были введены в педагогическую лексику в 1992 году Законом РФ "Об образовании". Их смысловое наполнение сегодня не стало устоявшимся и продолжает уточняться. Согласно закону учреждения дополнительного образования детей являются самостоятельным типом образовательных учреждений и реализуют в качестве основных общеобразовательные дополнительные программы.

Шестой особенностью учреждений дополнительного образования является то, что они имеют различное ведомственное подчинение: Министерство образование, Министерство культуры, Государственный комитет по физкультуре и спорту. Данное обстоятельство нашло отражение в нормативной основе их деятельности. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено в марте 1995 г., изменения и дополнения внесены в феврале 1997 г. В нем так определены основные задачи деятельности учреждений дополнительного образования детей: "обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга".

Типовое положение о государственной, муниципальной школе искусств было утверждено в сентябре 1995 г. Министерством культуры РФ по согласованию с Министерством образования. Этот документ следующим образом определяет назначение этого вида воспитательных организаций: "реализация образовательных программ начального профессионального обучения и образования, подготовка наиболее одаренных учащихся к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования в сфере искусства и культуры", а также "… реализация программы общего художественно-эстетического развития".

Седьмой особенностью этих воспитательных организаций можно считать разнообразие по содержанию деятельности и организационной структуре, что ярко проявляется в делении на одно - и многопрофильные учреждения.

К однопрофильным учреждениям в соответствии с современной номенклатурой, относятся те, которые реализуют дополнительные образовательные программы одной направленности (спортивно-технической, художественно-эстетической, военно-патриотической, научно-технической и др.), то есть это - клубы, станции и школы. Однопрофильные учреждения дополнительного образования детей создавались на базе специализированных внешкольных учреждений, имеющих многолетнюю историю, налаженные связи с социальным окружением, сложившуюся репутацию, материально-техническую базу, соответствующую профилю работы учреждения.

Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей также создавались путем преобразования областных, краевых, городских дворцов и домов пионеров и школьников. Они к началу реформирования имели сложившуюся структуру, многочисленные детские коллективы, являвшиеся образцовыми в своих регионах, сильный преподавательский и методический состав, обладали хорошей материальной базой. В настоящее время многопрофильные учреждения, объединяющие несколько удаленных друг от друга филиалов в большой степени ориентированы на работу с детьми по месту их жительства. Педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы имеют возможность познакомиться с семьями детей, регулярно посещающих клуб, наблюдать детей в естественных ситуациях, знают дворовые компании, их лидеров, особенности отношений в них и занятий. В помещениях детско-подростковых клубов нередко одновременно могут заниматься не более пятнадцати-тридцати человек (одна - две учебные группы). В деятельности таких учреждений, поэтому доминируют социальные функции - организация свободного времени детей, профилактика правонарушений и безнадзорности, педагогизация среды.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Эмпирическое исследование позитивного мышления студентов
Цель исследования: сравнить уровень сформированности позитивного мышления у студентов. Задачи исследования: 1. Проведение исследования по выявлению уровня сформированности позитивного мышления у студентов; 2. Разработка рекомендаций студентам. Исследование проводилось на базе факультета педагогики ...

Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников
Конечная цель экологического образования - формирование экологического мировоззрения, экологической культуры. Однако чтобы данная цель была достигнута, необходима соответствующая организация образовательного процесса. В настоящее время основной акцент делается на естественнонаучную составляющую эко ...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях современного общества
Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют "информационным обществом". Информационное общество - это "общество, в котором социально-экономическое развитие зависит, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди чле ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0112