Педагогика и образование » Педагогическое общение в учреждениях дополнительного образования детей

Педагогическое общение в учреждениях дополнительного образования детей

Происходящие в современном обществе процессы связаны с возрастанием роли личности в любой сфере общественной практики. В дополнительном образовании эта тенденция приобретает особое значение в связи с тем, что предлагаемые сегодня личностно-ориентированные модели общения не могут быть реализованы без личностной включенности в них педагога. Поэтому понятно постепенное перемещение в научных исследованиях акцентов с изучения нормативного социального поведения личности на изучение ее индивидуально-своеобразного поведения. Все более актуальным становится анализ стиля педагогического общения и профессионально личностных качеств педагога, которые выступают как важные детерминанты, определяющие эффективность педагогической деятельности и субъект-субъектных отношений.

Активное стремление общества и государства, связанное с решением задач воспитания детей и подростков, детерминирует необходимость разработки воспитательной системы, призванной реализовать педагогическую поддержку и защиту ребенка, его самоопределение и развитие, предоставить ему самые благоприятные условия для творческого самовыражения, социального становления и индивидуально-личностного самоопределения. Решение этих задач необходимо осуществлять во всех образовательных учреждениях, на всех этапах развития человека. Значимая роль в их решении отводится системе дополнительного образования детей как одному из важнейших звеньев непрерывного образования.

В педагогике одной из значимых проблем является педагогическое общение субъектов образовательного процесса. Сформированный стиль общения способствует эффективной реализации воспитательных и образовательных задач, успешному построению доверительных взаимоотношений между педагогом и ребенком. Педагоги дополнительного образования оказывают особое влияние на развитие личности ребенка, потому что способствуют его творческой реализации, самосовершенствованию. Это отражается на характере общения педагогов УДОД с воспитанниками. Существует ряд исследований, посвященных проблеме общения. К.А. Абульханова-Славская, Базылевич Т.Ф., В.А. Горянина, М.И. Станкин рассматривают это понятие с психологической точки зрения. Сущность общения такие ученые, как А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко, П.М. Ершов, Е.Н. Ильин, С.Ю. Курганов, раскрывают в русле педагогики. В центре внимания С.Н. Батраковой, В.А. Толочек особенности профессионально-педагогического общения. В последние десятилетия выполнен ряд исследований в области дополнительного образования детей, где рассматриваются особенности УДОД, личностные и профессиональные качества педагогов УДОД, специфика учреждений дополнительного образования. Наиболее важные положения выдвинуты в работах А.Г. Андрейченко, Л.Н. Буйловой, С.В. Кочневой, О.Е. Лебедевой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Е.Б. Евладовой, В.В. Комарова, Г.Н. Поповой, Т.И. Рудневой и др. Вместе с тем не существует монографических исследований, посвященных проблеме общения педагогов УДОД. Все выше сказанное обусловило тему дипломной работы "Педагогическое общение в учреждениях дополнительного образования детей".

Цель исследования - выявить особенности педагогического общения педагогов дополнительного образования.

Объект исследования - педагогическое общение.

Предмет исследования - стили общения педагогов учреждений дополнительного образования.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:

педагогическое общение обусловлено спецификой образовательного учреждения;

в учреждениях дополнительного образования преобладает демократический стиль педагогического общения.

Поставленная цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи:

осуществить теоретический анализ понятия "педагогическое общение" и охарактеризовать стили педагогического общения;

описать особенности системы дополнительного образования детей и их влияние на характер педагогического общения;

определить комплекс методик по выявлению стилей педагогического общения;

экспериментально выявить доминирующие стили общения педагогов конкретного учреждения дополнительного образования детей.

Экспериментальной базой для исследования послужило МОУ ДОД "Дом детского творчества" г. Заречный.

В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение документации, педагогический эксперимент.

Еще по теме:

Растения: разновидности и уход
В уголке живой природы хорошо приживаются обитатели тропических лесов и болот: бегония, бальзамин, фикус, традесканция; выносливые растения пустынь: амариллис, кливия, кринум, алоэ, филлокактус, хлорофитум; некоторые субтропические: герань, аспидистра. Эти комнатные растения украшают помещения и в ...

Методика преподавания математики по учебно-методическому комплексу «Гармония» и её значение для развития мыслительной деятельности учащихся
Рассмотрим, как все вышесказанное реализуется в преподавании математики по учебно-методическому комплекту «Гармония» (автор Н.Б. Истомина). Первые 7 уроков в I классе проводятся по теме «Признаки предметов. Счет предметов (устная нумерация)». Система заданий, содержащихся в учебнике, в тетрадях с п ...

Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 3.2076