Происходящие в современном обществе процессы связаны с возрастанием роли личности в любой сфере общественной практики. В дополнительном образовании эта тенденция приобретает особое значение в связи с тем, что предлагаемые сегодня личностно-ориентированные модели общения не могут быть реализованы без личностной включенности в них педагога. Поэтому понятно постепенное перемещение в научных исследованиях акцентов с изучения нормативного социального поведения личности на изучение ее индивидуально-своеобразного поведения. Все более актуальным становится анализ стиля педагогического общения и профессионально личностных качеств педагога, которые выступают как важные детерминанты, определяющие эффективность педагогической деятельности и субъект-субъектных отношений.
Активное стремление общества и государства, связанное с решением задач воспитания детей и подростков, детерминирует необходимость разработки воспитательной системы, призванной реализовать педагогическую поддержку и защиту ребенка, его самоопределение и развитие, предоставить ему самые благоприятные условия для творческого самовыражения, социального становления и индивидуально-личностного самоопределения. Решение этих задач необходимо осуществлять во всех образовательных учреждениях, на всех этапах развития человека. Значимая роль в их решении отводится системе дополнительного образования детей как одному из важнейших звеньев непрерывного образования.
В педагогике одной из значимых проблем является педагогическое общение субъектов образовательного процесса. Сформированный стиль общения способствует эффективной реализации воспитательных и образовательных задач, успешному построению доверительных взаимоотношений между педагогом и ребенком. Педагоги дополнительного образования оказывают особое влияние на развитие личности ребенка, потому что способствуют его творческой реализации, самосовершенствованию. Это отражается на характере общения педагогов УДОД с воспитанниками. Существует ряд исследований, посвященных проблеме общения. К.А. Абульханова-Славская, Базылевич Т.Ф., В.А. Горянина, М.И. Станкин рассматривают это понятие с психологической точки зрения. Сущность общения такие ученые, как А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко, П.М. Ершов, Е.Н. Ильин, С.Ю. Курганов, раскрывают в русле педагогики. В центре внимания С.Н. Батраковой, В.А. Толочек особенности профессионально-педагогического общения. В последние десятилетия выполнен ряд исследований в области дополнительного образования детей, где рассматриваются особенности УДОД, личностные и профессиональные качества педагогов УДОД, специфика учреждений дополнительного образования. Наиболее важные положения выдвинуты в работах А.Г. Андрейченко, Л.Н. Буйловой, С.В. Кочневой, О.Е. Лебедевой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Е.Б. Евладовой, В.В. Комарова, Г.Н. Поповой, Т.И. Рудневой и др. Вместе с тем не существует монографических исследований, посвященных проблеме общения педагогов УДОД. Все выше сказанное обусловило тему дипломной работы "Педагогическое общение в учреждениях дополнительного образования детей".
Цель исследования - выявить особенности педагогического общения педагогов дополнительного образования.
Объект исследования - педагогическое общение.
Предмет исследования - стили общения педагогов учреждений дополнительного образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
педагогическое общение обусловлено спецификой образовательного учреждения;
в учреждениях дополнительного образования преобладает демократический стиль педагогического общения.
Поставленная цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи:
осуществить теоретический анализ понятия "педагогическое общение" и охарактеризовать стили педагогического общения;
описать особенности системы дополнительного образования детей и их влияние на характер педагогического общения;
определить комплекс методик по выявлению стилей педагогического общения;
экспериментально выявить доминирующие стили общения педагогов конкретного учреждения дополнительного образования детей.
Экспериментальной базой для исследования послужило МОУ ДОД "Дом детского творчества" г. Заречный.
В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение документации, педагогический эксперимент.
Дидактогенный невроз
Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз». Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д. Чаще наблюдается состояние школьной трево ...
Методика ознакомления детей с поэзией
в ДОУ
Для начала рассмотрим методические требования к заучиванию стихов. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение ...
Дошкольный возраст
За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни каж ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.