Реальная сумма, затрачиваемая вузом за один учебный год на одного студента, в зависимости от специальности и ступени обучения составляет от 150 до 200 тыс. бельг. фр. (примерно 4-5,5 тыс. долл.). Эти средства вузы получают в качестве субсидий от правительств языковых сообществ, церкви, частных лиц и организаций. При записи на учебу в вуз абитуриент не оплачивает полной стоимости своего обучения, он должен только заплатить так называемый «регистрационный взнос», который для университетов, например, составляет 15600 – 26300 бельг. фр. (420 – 720 долл.) за один академический год. Запись осуществляется отдельно на каждый учебный год. Студенты некоторых специальностей оплачивают также лабораторные работы. На приобретение учебников ежегодно каждый студент тратит не менее 14 тыс. бельг. фр. (400 долл).
В Бельгии существует система предоставления бельгийцам пособий и денежных ссуд для получения образования. Например, пособие для получения высшего образования в вузах Французского сообщества могут получить бельгийцы-выпускники средних учебных заведений старше 17 лет, первый раз поступающие в вуз. Пособие безвозвратное и предоставляется семьям, если доход главы семьи, имеющего не менее трех иждивенцев, составляет около 890 тыс. бельг. фр. в год (24 тыс. долл., данные 1996-97 гг.). Официально максимальный размер пособия составляет от 63 до 131 тыс. бельг.фр./год (1,7-3,5 долл.), однако, реально средний размер пособия – 34 тыс. бельг. фр. (920 долл.).
Ссуды предоставляются семьям, имеющим на иждивении не менее 3 детей и доход около 1,15 млн. бельг. фр. (31 тыс. долл.) в год. При этом студенту должно быть не более 35 лет к началу первого года обучения в вузе. Размер ссуды, которая должна быть возвращена с крайне небольшими процентами к концу обучения (4%), официально от 30 до 50 тыс. бельг. фр. на одного студента (800-1350 долл.) – реально же средний размер ссуды около 10 тыс. бельг. фр. (270 долл.). Возврат ссуды распределяется на 10 выплат.
В бельгийских вузах обучается большое количество иностранцев; только в университетских учебных заведениях по состоянию на 1 февраля 1996 года без учета стажеров обучалось 16611 иностранцев
Есть ограничение: число студентов-иностранцев не должно превышать 2% от количества студентов-бельгийцев, поступивших на обучение в данный вуз в предыдущем году. Иностранцы, желающие обучаться в данном вузе, но не попадающие в указанные выше 2%, могут быть приняты на учебу, если заплатят дополнительный регистрационный взнос, не менее 50% от официальной стоимости обучения.
Размер этого взноса может составлять от 80 тыс. бельг. фр., т.е. 2150 долл., за академический год (по гуманитарным наукам) и до 250 тыс. бельг. фр. в год, т.е. 6750 долл. (второй цикл по медицинским специальностям). Абитуриентам-иностранцам рекомендуется обращаться с запросом о приеме в эти университеты за 10 месяцев до желаемого времени начала обучения.
Что касается пакета документов, необходимых иностранцам для поступления на учебу в вузы Бельгии, то он должен включать в себя: непросроченный паспорт; разрешение на регистрацию в качестве студента в одном из бельгийских учебных заведений; подтверждение материального обеспечения; сертификат о выделении той или иной стипендии или заверенное бельгийским посольством или консульством в той или иной стране подтверждение того, что расходы по пребыванию в Бельгии, а также по обучению будут оплачены родителями студента или спонсорами; свидетельство о «добропорядочном поведении», которое выдается органами полиции страны, из которой иностранец прибыл в Бельгию; медицинское свидетельство, заверенное в бельгийском посольстве или консульстве соответствующей страны.
Иностранные студенты обучаются в Бельгии, как за свой счет, так и по стипендиям, предоставляемым различными международными организациями (ЮНЕСКО, НАТО, ЕС, Европейской организацией по космическим исследованиям, Всемирной организацией здоровья, Организацией объединенных наций по продовольствию и сельскому хозяйству). Иностранцы могут также получить стипендии в рамках соглашений или программ о сотрудничестве в области культуры, образования и науки между Французским или Фламандским сообществами Бельгии и соответствующим государством.
Динамика уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с
общим недоразвитием речи
После проведения формирующего этапа исследования по развитию диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций нами был проведен контрольный этап исследования по методикам Р.Е. Левиной [24] и М.И. Лисиной [27], использованным в констатирующем этап ...
Актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого в
контексте воспитательной работы с младшими школьниками
Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Л.Н. Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной ...
Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива
Основное новообразование в сознании подростка, по мнению отечественных психологов, стремление быть и казаться взрослым. На этой почве возникает противоречие между потребностью и возможностью быть взрослым. Для младших подростков эта ситуация усугубляется очередной "кризисной точкой" - пер ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.