Педагогика и образование » Психолого-педагогические подходы к оценке результатов компетентностно-ориентированного образования » Особенности психолого-педагогического подхода к оценке результатов обучения

Особенности психолого-педагогического подхода к оценке результатов обучения

Страница 3

1. Определить критерии качества реализации мониторинга, выработать комплекс показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы, качественных и количественных изменениях в ней.

2. Отобрать средства диагностики.

3. Установить уровень соответствия реального состояния объекта ожидаемым результатам.

4. Систематизировать информацию о состоянии и развитии системы.

5. Обеспечить регулярное и наглядное представление информации о происходящих процессах.

6. Организовать информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработки управленческих решений.

Информация, собираемая в процессе мониторинга, должна соответствовать требованиям объективности, точности, полноты и достаточности.

Традиционный мониторинг в форме контрольных работ, экзаменов, инспекторских проверок недостаточно эффективен. Прежде всего, потому, что:

- контроль состояния обучения носит нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывается динамика изменений;

- контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс обучения;

- используются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере элементы содержания не усвоены;

- по существу не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителя, выявить факторы, влияющие на успеваемость.

Для проведения мониторинга могут применяться общие методы психолого-педагогических исследований – наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент. Используются и специфические методы – анализ продуктов деятельности (например, документов), методы изучения состояния воспитательной работы, игровые методы, творческие отчеты, методы экспертных оценок, аналитико-оценочные методы (самооценка, анализ занятия, шкалирование и др.). Для обработки результатов мониторинга используют математико-статистические метод.

Мониторинг проводится по следующим этапам:

1. Подготовительный этап:

- формирование заказа на мониторинг,

- выделение объекта мониторинга,

- методическое обеспечение мониторинга,

- определение критериев и показателей,

- создание рабочего проекта или программы,

- инструктаж или подготовка кадров, проводящих мониторинг.

2. Этап проведения мониторинга:

- проведение диагностики системы с использованием выбранных методов в соответствии с рабочей программой,

- сбор и анализ, хранение результатов.

3. Этап обработки данных и принятия решений:

- обработка данных, в том числе математико-статистическая,

- анализ, обобщение и систематизация полученных данных,

- подготовка заключительного документа,

- принятие решений,

- комплекс мероприятий, активизирующих использование данных, в том числе информационное обеспечение мониторинга12.

Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Факторы формирования микроклимата
В ходе моего исследования у меня возник вопрос: а как учитель может влиять на формирование микроклимата школьного класса? Для начала рассмотрим факторы формирования микроклимата класса и содержание понятия "микроклимата". В целом можно привести два толкования понятия: психологическое и пе ...

Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции процесса письма
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Устная речь формируется первой, в то время как письменная использует все ее готовые механ ...

Просветительские идеи Я. Коласа, А. Богдановича
(Якуб Колас) – яркий представитель белорусской педагогической мысли периода конец XIX - начало XX вв. Анализ биографических данных и Я. Коласа свидетельствуют о том. что он преподавали в начальных школах вышеотмеченного периода. После окончания Несвижской учительской семинарии (1902 г.) Я. Колас пр ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2383