Педагогика и образование » Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения » Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Важнейшее условие эффективности работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой - доброжелательные встречи и знакомства с учителями. Педагоги знакомятся с детьми, с их индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, что сокращает для него время знакомства с новыми учениками.

Эмоциональный настрой поддерживает организованная встреча детей в детском саду с родителями, а также с выпускниками прошлых лет. Сюда входят беседы, рассказы о своей учебе и любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами, рассматривание картин на школьную тематику, а также и совместные мероприятия, например, изготовление игрушек, показ кукольного театра, совместные праздники.

В непосредственно образовательной деятельности (в подготовительной к школе группе) учим детей способам выполнения заданий. Это вызывает у них интерес, вырабатывает умение слушать ответ товарища, вносить дополнения и поправки, доказывать свое мнение и, конечно же, полученные знания использовать в жизни (например, знание цифр в игре «Магазины»).

Важное место имеет и проигрывание ситуаций нравственной тематики – осознание норм и правил поведения в школе. В игре от лица «учителя» предъявляются определенные требования к «ученику», следующим объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть, но и попробовать понарошку выполнить какое-либо простенькое задание.

Чтение художественной литературы с обсуждением о школьной жизни, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах.

Регулятивные действия – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; планирование (составление плана и последовательности действий); прогнозирование предвосхищение результата, его временных характеристик); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение дополнительных корректив в план и способ действия); оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий. Какими же способами можно сформировать регулятивные универсальные действия?

На ступени предшкольного образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Для его совершенствования используются различные игры и упражнения («Что изменилось», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «На что похожа мелодия» и др.). Многие задания построены в виде соревнования двух и более игроков – это создает дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлеченность. Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности, то есть в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций. А.М.Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Поэтому именно проблемные ситуации – эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников. Их специально взрослый может создавать в различных видах деятельности. Например, мы с ребенком стали свидетелем неблаговидного поступка других детей. Спросим у него: «Правильно ли они поступили? Как надо было поступить? А ты бы смог поступить правильно в такой ситуации?» Ответ скорее всего будет: «Да». Не надо сомневаться в искренности намерений нашего ребенка, а похвалим его и выразим надежду, что он также поведет себя в действительности. Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, то есть практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Формирование связной речи в онтогенезе
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К.Воробьева и др. Связная реч ...

Специфика формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
Сущность системы нравственного воспитания заключается в том, что в центре находится личность и индивидуальность ребенка, совершающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного художественно-эстетического и нравственного становления. Нравственное и эстетическое воспитание должно осуществлятьс ...

Краткая история становления психодиагностики как науки
Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было найдено в литературе Древнего Египта. Жрецами в то время назначались люди, выдержавшие длительные проверочные процедуры. На первом этапе "диагностики" в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0114