Педагогика и образование » Воспитание самостоятельности музыканта в классе специального фортепиано » Отношение к индивидуальности ученика и проблема самостоятельности

Отношение к индивидуальности ученика и проблема самостоятельности

Страница 1

Индивидуальный подход к учащемуся — особая область педагогического искусства. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и стремиться развивать все лучшее, что есть в его даровании, выявляя его творческий облик. Успех работы педагога зависит от того, насколько глубоко проник он в сокровенные человеческие и музыкальные склонности и особенности ученика.

Тщательно и подробно руководя знаниями ученика много лет подряд, педагог не может не влиять на него. Более того, часто ученики, стремясь наилучшим образом выполнять все указания любимого и уважаемого учителя, становятся на путь подражания, отказываясь от собственных творческих устремлений. Как же избежать нивелирования личности учащегося? Проблема воспитания индивидуальности — одна из важнейших в нашей педагогике. Ложно понятая, она, однако, может иметь нежелательные последствия.

Некоторые педагоги в своей боязни ущемить индивидуальность ученика резко сокращают количество указаний, проявляют осторожность, и в показе, и в своих требованиях. В результате многое остается несделанным. Предоставляя учащемуся излишнюю самостоятельность, педагог тем самым толкает его на путь «проб и ошибок», ненужно долгий и трудный. Лишая ученика своих указаний, педагог фактически потакает недоработкам, снижает требовательность к нему.

Проблемы развития индивидуальности учащегося и воспитания его самостоятельности теснейшим образом связаны. Невозможно выявить в полной мере творческий облик ученика, не предоставив ему возможности самостоятельно и по-своему мыслить и работать. Вместе с тем абсолютно недопустимо, чтобы учитель в оправдание бездействия или недосмотров ссылался на необходимость воспитывать самостоятельность ученика и развивать его индивидуальность. Педагог должен воспитывать учащегося, должен его учить, чтобы вооружить для последующей профессиональной деятельности. И обучение никак нельзя противопоставлять идее сохранения и развития индивидуальности. Весь вопрос — как учить, чему?

В течение многих лет педагог проходит с учеником различные произведения, одни — более, другие — менее подробно. В ходе этих занятий каждый учащийся приобретает необходимую музыкальную и пианистическую культуру, он учится работать. Важнейшими компонентами работы исполнителя являются: стремление понять произведение, осознание своего к нему отношения, умение воплотить свой замысел в конкретном звучании, возможность справиться с узкотехническими трудностями и пр. Этому педагог должен научить ученика.

Чтобы работать продуктивно, исполнителю надо уметь слушать себя, уметь мыслить, анализируя свои достижения и ошибки, и этому тоже (и в первую очередь!) должен научить его педагог. Воспитывая все эти качества в ученике, педагогу не следует прощать ему недоделки и небрежности, добиваясь максимальной, разумной для данного этапа развития ученика законченности исполнения.

В сложнейшем, многогранном и многостороннем процессе обучения должно проявляться индивидуальное отношение к ученику. Направление работы в каждый данный момент развития, умение построить урок, подбор репертуара, даже форма указаний педагога — все это вытекает из понимания специфики развития учащегося, его дарования. При этом неуклонность профессиональных требований педагога отнюдь не исключает возможности дать учащемуся известную свободу, особенно в вопросах толкования произведения, его трактовки. Если ученик, даже малоподвинутый, имеет свое личное отношение к изучаемой музыке (которое вначале обычно не приобретает формы цельной концепции, а заметно лишь в отдельных выразительных интонациях или в своеобразии понимания небольших отрывков пьесы), то педагог должен бережно его сохранять, развивать, помогая выявить целое и довести замысел до логического завершения. Более всего такта (и даже осторожности) требуется на последнем этапе работы, когда ученический замысел получает окончательное оформление. При этом сфера проявления индивидуального должна, по выражению Л. А. Мазеля, оставаться в пределах «объективной меры художественного образа». В противном случае может получиться безвкусица, которая недопустима ни под каким видом, в том числе и под флагом развития индивидуальности. Поддерживая исполнительскую инициативу учащегося, педагог должен вместе с тем воспитывать логику художественного (музыкального и исполнительского) мышления своего ученика.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Проектная методика и интернет
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литерату ...

Этапы формирования изобразительной деятельности старших дошкольников
В детских садах, в соответствии с требованием программы, воспитатели учат детей создавать рисунки, лепить аппликацию, используя различные материалы: карандаши, краски, кисти, мелки, цветную бумагу, пластилин, глину, клей, ножницы и многое другое. При этом дети овладевают разными способами действия ...

Лингвистические и психолингвистические основы изучения связной речи
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные по ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.012