Педагогика и образование » Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования » Характеристика коммуникации как социального феномена

Характеристика коммуникации как социального феномена

Страница 2

Общение-это «существляемое языковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно – смысловых образованиях партнера»

А.А.Леонтьев предлагает еще один вариант трактовки понятия «общение»

Он понимает общение как социальный феномен и подходит к нему как к условию любой деятельности человека: «Общение – система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык».Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие исследователи. В частности, В.Н.Парфенов отмечает, что любая деятельность невозможна без общения, которое понимается им как процесс взаимодействия индивидов. Далее он подчеркивает, что общение необходимо для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности. Близка точке зрения А.А.Леонтьева и позиция М.С.Кагана, согласно которой общение рассматривается как коммуникативный вид деятельности, выражающий «практическую активность субъекта» .

При этом ученые утверждают, что общение как вид деятельности может иметь самостоятельное значение и прямо не обслуживать какие-либо другие виды деятельности, однако, замечает А.А.Бодалев, «в подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения (вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры )».

Приведенные трактовки общения в основном даются с позиции говорящего индивида. Сознательно или бессознательно за исходную «клеточку» общения берутся два человека – говорящий и слушающий, и модель общения строится как те или иные процессы, происходящие между этими двумя людьми. При этом общение рассматривается как что-то, прибавляемое к индивидуальной деятельности, изменяющее ее, и вносящее в нее элементы социальной обусловленности.

На основании вышеизложенных подходов можно сделать вывод о том, что общение и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции. Заметим при этом, что некоторые ученые выделяют именно эти три основные стороны общения – коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, то есть их установок, целей, намерений.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. В современной литературе по проблеме общения выделяется ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперация и конкуренция.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей.

Основными механизмами познания другого человека считаются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди).

Вступая в контакт с другими людьми, человек не всегда осознает, что пользуется при этом знаками – единицами условного кода. Это язык, дошедший до нас из глубоких веков, своеобразное коммуникативное орудие. Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX –1917 гг
Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется ...

Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений
Психологами доказано, что ребёнок осваивает письменную речь именно тогда, когда он пишет самостоятельные творческие работы «сочиняет». Собственное «сочинительство» мотивировано либо желанием рассказать что-то, чего не знают другие, либо потребностью «высказать себя», либо стремление оставить запись ...

Коммуникативная компетенция как новый тип содержания образования в школе
Коммуникативная компетенция, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, со стороны работодателей и преподавателей вузов у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0143