Педагогика и образование » Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков » Понятие и сущность агрессивного поведения

Понятие и сущность агрессивного поведения

Страница 1

В переводе с латинского языка "агрессия" [aqqressio] означает "нападение". В настоящее время термин "агрессия" употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В бытовом языке под агрессией понимается: "Открытая неприязнь, вызывающая враждебность", а "агрессивный" как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие.

В детском и подростковом возрасте с понятием агрессия тесно связана повышенная аффективность. Все приятные и неприятные переживания, эмоциональные реакции проявляются необузданно и безудержно. Сильная возбудимость аффектов, приятных и неприятных ощущений проявляется также и в остроте симпатий и антипатий к людям и в их порой слишком явном выражении. Существуют психопатические дети, которым нельзя заставить подать руку взрослым или сверстникам, которые им не нравятся антипатичны.

Другой стороной аффективной возбудимости является импульсивность поступков, побуждений у детей, исключительных по характеру. Эта импульсивность ставит воспитателя перед новыми, поражающими фактами. Все, что доставляет удовольствие, должно быть получено. Волевое усилие не только не останавливает простирающую руку, но даже не задерживает ее.

В тяжелых случаях ненормального характера раздражительность при известных обстоятельствах, еще более усиливается и переходит тогда в так называемое гневное бешенство, т. е. припадки иступленного гнева.

Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Термин "агрессия" трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. "В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но "так пришлось" или "было необходимо действовать". В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба".

Этой же точки зрения придерживается и А.Р. Ратинов. Он считает, что антиповедение – свойство агрессивной личности индивида полностью принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.

Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии является тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. деривации. "Тревожность создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида" .

2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).

Например: Р. Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами:

- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Татаевская сельская школа
В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей. В первый период учительской деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (Stoy) (1815—1885) и Л. Толстого, с которыми вел п ...

Мотивация к учению: как управлять её развитием
Каждому учителю известна такая ситуация: ребёнок может учиться в общеобразовательной школе, но ленив, безынициативен ко всему относиться спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему но ...

Мышление как психологическая категория
Мыслительная деятельность ребенка младшего школьного возраста зависит от его психологической готовности к мышлению. Прежде, чем рассматривать способности ребенка данного возраста к мышлению, попытаемся выявить, что такое мышление вообще. Психологическая наука дает несколько определений мышления в с ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0231