Педагогика и образование » Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений » Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Страница 2

Проблема регулятивной роли высших ценностей - смысловых образований, рассматривается представителями гуманистического направления.

Центральным звеном теории личности Абрахама Харольда Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которая является высшей ступенью в иерархии потребностей. А. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Чем ниже расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Автором были выделены две группы ценностей:

Б - ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилий, игра, самодостаточность).

Д - ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо потребности, на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Маслоу не обращается эксплицитно к Д - ценностям.

С точки зрения Л. Хьелла, Д. Зиглера: «чем глубже человек познаёт свою природу, желания своего внутреннего «Я», свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчётливее он осознаёт, что на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее будет решена им проблема ценностного выбора».

В созданной В. Франклом теории логотерапии и экзистенциального анализа центральным звеном выступает понятие смысла жизни. Франкл считает, что « .важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент». Согласно автору, смысл жизни можно обнаружить тремя путями:

Совершая подвиг.

Переживая ценности.

Путем страдания.

Исходя из этого, выделяются три группы ценностей (ценности - смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории). Первую группу составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность. Вторая группа - это ценности переживания. По мнению В. Франкла, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности». Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни. С точки зрения В. Франкла, наиболее значимыми являются ценности отношений. Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти. В отличие от экзистенционалистов, Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции « .нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы по средством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения».

Таким образом, ценностные ориентации как предмет психологического исследования базируются на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания.

Представление о системе ценностей личности как иерархии убеждений получило распространение в американской социальной психологии. По мнению М. Рокича, ценности определяются как: «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Ценности характеризуются следующими признаками:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
Изучение проблемы ценностных ориентации личности представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии и психологии. Понятие «ценностные ориентации» неразрывно связано понятием личность, поскольку тесно соприкасается с из ...

Дидактические упражнения для развития пространственных представлений
Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с ...

Индивидуально-дифференцированный на основе двигательной активности
Особых знаний и умений педагога требует руководство двигательной активностью детей. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания двигательной активности настолько велики, что выделяются отчетливо даже при обычном наблюдении дети средней, большой и малой подвижности. Дети средней ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0224