Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.
Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени.
Ценности организованы в системы.
4. Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности.
5. Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич выделяет два класса ценностей:
Терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться.
Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариабельность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей - целей и ценностей - средств.
В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых ценности исследуются в различных аспектах изучения свойств личности. В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн), в других - центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев), в третьих - личность исследуется в связи с общением (К.А. Абульханова - Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) или в связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили).
Несмотря на различие трактовок личности, в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (Рубинштейн С.Л., 1976), «смысло - образующий мотив» (Леонтьев А.Н., 1975), как «основная жизненная направленность» (Ананьев Б.Г., 1980), «доминирующие отношения» (Мясищев В.Н., 1982).
По мнению Б.Ф. Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [54]. «В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие». В направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.
Статус, роли и ценностные ориентации по мнению Ананьева Б.Г. образуют первичный класс личностных свойств, определяют собой структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, - характер и склонности человека. В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития.
Личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. По мнению А.Г. Здравомыслова, важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром выступают ценности.
«Ценности, - писал СЛ. Рубинштейн, - . производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека».
Анализируя функционирование ценностей в процессе жизнедеятельности, следует исходить из отношения субъект - объект, т.е. какие значения приписываются субъектом объектам внешнего мира, как он их переживает и оценивает. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы.
Как отмечает В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни». Автор условно делит ценности на три категории:
Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального
обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников ...
Анализ методических рекомендаций и обоснование
направления коррекционно-развивающей работы для преодоления нарушений письма
Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности п ...
Диагностика мотивации учения у младших школьников
В ходе исследования был проведен эксперимент в двух третьих классах, экспериментальном и контрольном средней школы №189 города Новосибирска. В классах по 20 человек. Экспериментальный класс очень дружный и дисциплинированный. На уроке с ними легко работать, так как каждый хочет ответить, никто не о ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.