- субшкала 1 («Цели в жизни») - характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие у исследуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;
- субшкала 2 («Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни») - определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом; содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить;
- субшкала 3 («Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией») - измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько прожитая ее часть была продуктивна и осмысленна;
- субшкала 4 («Локус контроля — Я, Я - хозяин жизни») - характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле, контролировать события своей жизни;
- субшкала 5 («Локус контроля - жизнь или управляемость жизни») -показатель убежденности в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.
Для анализа и обработки полученных данных использовалась компьютерная программа «STATISTIKA версия 6.0».
Для оптимизации ценностных ориентаций мы использовали социально-психологический тренинг, который оказывает конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: познавательном, поскольку получение новой информации происходит посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения; эмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личностную значимость; поведенческом, предполагающем расширение его репертуара за счет осознания неэффективности привычных способов поведения.
Таким образом, для исследования ценностных ориентаций подростков при различных типах обучения нами были использованы следующие методики:
тест ценностных ориентации М. Рокича;
тест СЖО Д.А. Леонтьева;
Для изучения факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков мы использовали:
тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).
Лингвистическая компетенция как одна из составляющих иноязычной
коммуникативной компетенции
Образовательный стандарт, то есть обязательный минимум содержания образования, ориентируется на цели, которые ставятся перед той или иной учебной дисциплиной. У большинства учебных предметов, преподаваемых в школе, основной целью является передача накопленных человечеством знаний о природе, обществ ...
Психолого-педагогические особенности мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...
Проблемы развития представлений о труде взрослых у дошкольников в процессе проведения
экскурсий
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить различные подходы к проблеме развития представлений о труде взрослых. Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та обществ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.