Педагогика и образование » Профессиональное самоопределение школьников в процессе изучения технологии обработки ткани » Оценка эффективности применения игр в профориентационной работе с учащимися

Оценка эффективности применения игр в профориентационной работе с учащимися

Страница 1

Эксперимент по проверке положительного влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводился на базе МОУ СОШ № 32 и включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный (заключительный).

Констатирующий этап эксперимента

На констатирующем этапе целью эксперимента являлась определение уровня готовности учащихся 9-ых классов к профессиональному самоопределению. В эксперименте принимали участие учащиеся 9-го «А» и 9-го «Б» классов (28 учащихся), а также учитель технологии 9-ых классов Меркурьева Ольга Анатольевна, классные руководители этих классов, директор МОУ СОШ № 32.

Для сбора данных использовались анкеты. Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения по следующим группам критериев: наличие выбора профессии (I группа), уровень знаний о профессии (II группа), причины выбора профессии (III группа)

Школьникам были предложены анкеты «Твое профессиональное будущее». Каждая анкета содержала 10 вопросов: 2 вопроса - открытые, 8 вопросов - с 3 вариантами ответов. Школьникам необходимо было написать ответ или выбрать один из вариантов.

Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения. Сначала данные были интерпретированы в соответствии с I группой критериев, а по II и III группам критериев были обработаны анкеты только тех школьников, которые выбрали одну профессию или выбирают между 2-3 профессиями.

По результатам анкетирования были сформированы 2 группы респондентов:

1) экспериментальная - 13 человек (1-ая группа - 9 «А» класс);

2) контрольная - 15 человек (2-ая группа - 9 «Б» класс).

Группы формировались таким образом, чтобы процентные соотношения по критериям в обеих группах были примерно одинаковые.

Для оценки эффективности предложенной методики нами были выделены следующие критерии, которые объединены по группам:

Выбор профессии:

выбор профессии сделан;

учащийся выбирает между 2–3 профессиями;

выбор профессии не сделан.

Уровень знаний о профессии:

- высокий уровень знаний (знает суть профессии, какие она предъявляет требования к человеку, какие есть противопоказания к работе по данной специальности; знает, какие образовательные учреждения обучают данной профессии, какой уровень образования нужно иметь и какие экзамены необходимо сдать для поступления);

- средний уровень (знает, в чем суть профессии, ее требования, но не знает, какие образовательные учреждения обучают этой профессии или знает образовательные учреждения, но о профессии знает лишь в общих чертах);

- низкий уровень знаний (не знает практически ничего о ни профессии, ни об образовательных учреждениях, в которых эту профессию можно получить).

По причине выбора профессии:

- профессия интересна самому ученику, ему нравиться заниматься этим делом;

- главное – престиж профессии, ее высокоплачиваемость, интерес к профессии не обязателен;

- ученик выбрал профессию на примере или по совету родителей.

Соответственно выделенным критериям, нами были определены количественные и качественные показатели эффективности предложенной методики.

Основным количественным показателем эффективности является соотношение количества учащихся по каждому из критериев до и после проведенной профориентационной работы. Эффективность нашей методики доказывает увеличение количества учащихся, выбравших профессию (одну или несколько), увеличение количества учащихся с высоким уровнем знаний о профессии, увеличение количества учащихся, выбравших профессию в связи с собственными интересами и способностями.

Помимо количественных показателей эффективности методики профориентации старшеклассников необходимо подтвердить и качественными изменениями. В связи с этим нами были выделены качественнее показатели эффективности нашей методики. Такими показателями являются:

Появление новых ценностных ориентаций и смыслов в выборе профессии (или укрепление существующих), то есть изменение или укрепление причин выбора старшеклассником той или иной профессии. Например, если изначально учащийся хотел получить ту или иную профессию исходя только лишь из желания его родителей, а после проведения профориентационных работ решил подобрать себе профессию, отвечающую его интересам и способностям, то в этом случае можно судить об эффективности проведенной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Программные требования при обучении грамматической стороне речи учащихся 5-7 классов
Программные требования для учащихся среднего уровня (5-7 класс) включают следующие пункты: Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями. Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и ...

Воспитание как специально организованная деятельность педагога по достижению цели образования учащихся
В педагогической теории давно идет спор о том, является обучение частью воспитания ребенка или нужны какие-то специальные средства, чтобы обучение носило воспитывающий характер. Я.А. Коменский, признавая огромную воспитывающую роль обучения, не разделял обучение и воспитание. Ж.-Ж. Руссо считал осн ...

Конспект мероприятия
Кроме уроков, за время прохождения практики в школе №175, совместно с преподавателем права и классными руководителями 10-х классов, я принимала участие в подготовке и проведении следующего мероприятия: Исследование по теме: Социальные проблемы рынка труда Описание. Мероприятие проводится как заключ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0094