Диалектная лексика в школе изучается в 5-6 классах. В школьной программе на изучение этой темы отводится в федеральном компоненте ГОСТе один час. Однако в региональном компоненте диалектная лексика изучается шире, за счет дополнительных часов.
Проанализируем традиционные учебники русского языка под редакцией В.В.Бабайцевой, Н.И.Шанского и М.М.Разумовской.
В.В.Бабайцева рассматривает диалектную лексику в 5 классе, тема звучит так – "Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении". Слова ограниченного употребления – диалектизмы и профессионализмы. Дается понятие диалектизма, примеры, объяснение для чего диалектные слова употребляются в художественных произведениях. И всего два упражнения с заданием такого характера – найдите в тексте диалектное слово. Понятно ли вам его значение? С какой целью диалектные слова используются в художественных произведениях?
В учебнике под редакцией М.М.Разумовской, 5 класс, уделяется больше внимания диалектизмам, чем в учебниках В.В.Бабайцевой и Н.И.Шанского. Тема звучит так – "Что такое профессиональные и диалектные слова".
Здесь дается более широкое понимание диалектным словам, различные упражнения с такими заданиями, как: объясните происхождение и значение диалектных слов; инсценируйте диалог и ответьте на вопросы – можно ли понять разговор двух людей, не зная значений диалектных слов? Почему? Сделайте вывод. Определить какие диалектные слова встречались в тексте; какие пословицы знакомят с народными приметами, с особенностями быта русского народа?
В конце параграфа предлагается по плану подготовить сообщение на тему "Употребление профессиональных и диалектных слов".
Авторы учебника в этом параграфе знакомят учащихся с личностью В.И.Далем, дана биография ученого и его вклад в развитие русской диалектологии.
Н.И.Шанский рассматривает диалектизмы в 6 классе. Здесь найдется узкое понимание диалектному слову, рассказывается о специальных диалектных словарях. Дается работа с "Толковыми словарями" и ряд упражнений на эту тему.
Из всего этого следует вывод, что диалектная лексика в школе изучается поверхностно, и рассматривается совместно с профессиональными словами.
наречие диалектизм лексика школа
Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности
Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, распространено мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. При всей кажущейся привлекательности этой точки ...
К.Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания
Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории ...
Влияние типа
темперамента на социометрический статус дошкольника
В своей работе мы проводили исследования в МДОУЦРР № 60 "Крепышок" г. Ставрополя, в 2005 году, где наблюдалась группа старших дошкольников. Согласно теме дипломной работы в период наблюдения был разработан категориальный аппарат исследования, подобранны основные методы и определена основа ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.