Для углубленного изучения диалектной лексики предлагается факультативный курс, на тему "Русская диалектология", который предназначен для старших классов.
Цель факультатива: дать представление о территориальных разновидностях (говорах) русского языка как неотъемлемой составляющей русского национального литературного языка с тем, чтобы знать особенности устной речи жителей разных территорий России и Читинской области в частности, видеть причину, истоки многих диалектных проявлений в языке и понимать использование диалектной лексики в текстах художественных произведений.
Задачи:
1) Ознакомить школьников с территориальными разновидностями русского национального языка, с языковыми особенностями севернорусского и южнорусского наречий, с группами говоров.
2) Изучить со школьниками основные фонетические, лексические, морфологические и синтаксические особенности северных и южных территорий России, выявить особенности говоров.
3) Сформировать систему терминов раздела диалектологии.
4) Показать значимость факультатива для формирования навыков культуры устной и письменной речи.
Требования к уровню освоения содержания факультатива.
В результате изучения курса "Русская диалектология" ученик должен:
- получить представления о территориальных разновидностях русского языка;
- знать основные диалектные особенности, присущие речи жителей страны;
- понимать особенности вокализма и консонантизма в разговорной речи жителей сельской местности Читинской области;
анализировать использование диалектизмов в языке художественных произведений;
- уметь видеть в устной речи диалектные ошибки и овладеть навыками работы по их устранению.
Объем факультатива и виды учебной работы.
Виды учебных работ |
Всего часов |
1. Общая трудоемкость 2. Уроков 3. Самостоятельных работ а) составление конспектов по темам, вынесенным на самостоятельное изучение; б) чтение и изучение журнальных статей по актуальным проблемам диалектологии; в) подготовка к занятиям; г) выполнение контрольных работ; д) с помощью художественной литературы составить словарик диалектизмов; е) подготовка к выполнению самостоятельных работ 4. Виды итогового контроля знаний |
32-35 32 30 6 4 5 5 5 5 |
Содержание факультатива. Разделы факультатива.
Разделы факультатива |
Часы уроков |
1. Предмет и задачи курса "Русская диалектология". Диалектное членение русского языка 2. Русский язык в наречиях и говорах. Диалектное членение русского языка 3. Диалектные особенности в области фонетики 4. Диалектные различия в лексике 5. Морфологические особенности говоров 6. Синтаксические особенности говоров 7. Современные процессы в русских народных говорах. Взаимодействие диалектов и русского литературного языка 8. Использование диалектной лексики языке художественных произведений. Функции диалектной лексики 9. Говоры Читинской области, особенности вокализма и консонантизма |
5 4 3 4 3 3 3 4 3 |
Содержание разделов дисциплины.
1. Предмет и задачи курса "Русская диалектология". Диалектное членение русского языка – Диалект. Понятие о территориальных диалектах. Единицы членения диалектной речи. Цели, задачи курса. Источники русской диалектологии. Связь диалектологии с современным русским литературным языком, с историей русского языка, с историей народа, с топонимикой, археологией, этнографией, литературоведением, с фольклористикой.
2. Русский язык в наречиях и говорах. Диалектное членение русского языка. – Диалектологические карты русского языка. Три типа говоров: северное и южное наречие, диалектные зоны, группы говоров. Сравнительная характеристика групп говоров. Территориальная характеристика групп говоров России.
3. Диалектные особенности в области фонетики – ударный и безударный вокализм. Консонантизм. Система гласных звуков говоров: оканье, полное и неполное. Аканье, яканье, еканье, ёканье, иканье. Система согласных звуков говоров. Фонетические процессы в области согласных звуков: цоканье, чоканье, виды ассимиляции, упрощение групп согласных.
4. Диалектные различия в лексике. – Богатство и разнообразие диалектной лексики. Семантические связи в лексике. Типы лексических диалектизмов. Диалектные словари.
Педагогические условия воспитания толерантности
Воспитание толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у подростков, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общение ...
Сущность и понятие профессионального самоопределения школьников
В философии «самоопределение» определяется как понятие этики и рассматривается как «деятельное отношение к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту эстетических ценностей от того, что им угрожает». Методологические основы психологического подхода к пробле ...
Использование технических средств для развития
внимания на уроках английского языка
С развитием современных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.