Для углубленного изучения диалектной лексики предлагается факультативный курс, на тему "Русская диалектология", который предназначен для старших классов.
Цель факультатива: дать представление о территориальных разновидностях (говорах) русского языка как неотъемлемой составляющей русского национального литературного языка с тем, чтобы знать особенности устной речи жителей разных территорий России и Читинской области в частности, видеть причину, истоки многих диалектных проявлений в языке и понимать использование диалектной лексики в текстах художественных произведений.
Задачи:
1) Ознакомить школьников с территориальными разновидностями русского национального языка, с языковыми особенностями севернорусского и южнорусского наречий, с группами говоров.
2) Изучить со школьниками основные фонетические, лексические, морфологические и синтаксические особенности северных и южных территорий России, выявить особенности говоров.
3) Сформировать систему терминов раздела диалектологии.
4) Показать значимость факультатива для формирования навыков культуры устной и письменной речи.
Требования к уровню освоения содержания факультатива.
В результате изучения курса "Русская диалектология" ученик должен:
- получить представления о территориальных разновидностях русского языка;
- знать основные диалектные особенности, присущие речи жителей страны;
- понимать особенности вокализма и консонантизма в разговорной речи жителей сельской местности Читинской области;
анализировать использование диалектизмов в языке художественных произведений;
- уметь видеть в устной речи диалектные ошибки и овладеть навыками работы по их устранению.
Объем факультатива и виды учебной работы.
Виды учебных работ |
Всего часов |
1. Общая трудоемкость 2. Уроков 3. Самостоятельных работ а) составление конспектов по темам, вынесенным на самостоятельное изучение; б) чтение и изучение журнальных статей по актуальным проблемам диалектологии; в) подготовка к занятиям; г) выполнение контрольных работ; д) с помощью художественной литературы составить словарик диалектизмов; е) подготовка к выполнению самостоятельных работ 4. Виды итогового контроля знаний |
32-35 32 30 6 4 5 5 5 5 |
Содержание факультатива. Разделы факультатива.
Разделы факультатива |
Часы уроков |
1. Предмет и задачи курса "Русская диалектология". Диалектное членение русского языка 2. Русский язык в наречиях и говорах. Диалектное членение русского языка 3. Диалектные особенности в области фонетики 4. Диалектные различия в лексике 5. Морфологические особенности говоров 6. Синтаксические особенности говоров 7. Современные процессы в русских народных говорах. Взаимодействие диалектов и русского литературного языка 8. Использование диалектной лексики языке художественных произведений. Функции диалектной лексики 9. Говоры Читинской области, особенности вокализма и консонантизма |
5 4 3 4 3 3 3 4 3 |
Содержание разделов дисциплины.
1. Предмет и задачи курса "Русская диалектология". Диалектное членение русского языка – Диалект. Понятие о территориальных диалектах. Единицы членения диалектной речи. Цели, задачи курса. Источники русской диалектологии. Связь диалектологии с современным русским литературным языком, с историей русского языка, с историей народа, с топонимикой, археологией, этнографией, литературоведением, с фольклористикой.
2. Русский язык в наречиях и говорах. Диалектное членение русского языка. – Диалектологические карты русского языка. Три типа говоров: северное и южное наречие, диалектные зоны, группы говоров. Сравнительная характеристика групп говоров. Территориальная характеристика групп говоров России.
3. Диалектные особенности в области фонетики – ударный и безударный вокализм. Консонантизм. Система гласных звуков говоров: оканье, полное и неполное. Аканье, яканье, еканье, ёканье, иканье. Система согласных звуков говоров. Фонетические процессы в области согласных звуков: цоканье, чоканье, виды ассимиляции, упрощение групп согласных.
4. Диалектные различия в лексике. – Богатство и разнообразие диалектной лексики. Семантические связи в лексике. Типы лексических диалектизмов. Диалектные словари.
Критерии оценки эффективности процесса реализации социально-педагогического
потенциала учреждения дополнительного образования
Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольного избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Таким образом, дополнительное образование – э ...
Обучение детей пространственным ориентировкам на занятиях по физкультуре
Одним из основных принципов детской психологии является положение о том, что различные психические процессы у ребенка можно сформировать путем построения направленного обучения и через организацию его деятельности. Признается очевидным, что двигательная деятельность ребенка представляет собой наибо ...
Театрализованная игра как один из видов игр дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.