Групповой метод, или кооперативное обучения, - это способ общего решения проблем.
Существуют пять составляющих кооперативного обучения (группового метода), которые становятся орудием при решении заданий этого метода.
1. Позитивное взаимоотношение
Ученики работают вместе в группе. Вся группа имеет одну цель. Все должны вместе достичь цели, полагаясь друг на друга.
2. Индивидуальная ответственность
Каждый должен помочь другим достичь цели.
3. Взаимное общение
Каждый член группы должен с уважением выслушать других.
4. Коммуникативные умения
У каждого ученика важно выработать умение слушать других, помогать, выяснять, проверять, понимать, расспрашивать. Эти умения помогают решать конфликты и решать проблемы, усиливают коммуникабельность, доверие, учат руководить.
5. Постепенная выработка умений
Общее решение того, как можно улучшить процесс кооперативного обучения.
Задание учителя в кооперативном обучении:
Подготовить учебные материалы и выработать подходы к обучению.
Коротко изложить основное содержание урока.
3. Создать и организовать группы.
4. Ознакомить учеников с тем, как нужно работать в группе.
5. Объяснить правила поведения в группе:
Что требуется от учеников:
взаимное уважение;
толерантность к другому мнению;
умение слушать один одного;
привести пример рабочей атмосферы в классе.
6. Дать указания, следить за тем, чтобы все члены группы выполняли свои обязанности.
7. Слушать дискуссии, ставить вопрос, где нужно, помогать.
8. Помогать понять учебный материал.
9. Помогать ученикам в самооценке работы, выяснить, достигли ли они цели, подсказать, как можно улучшить результаты своего труда.
10. Оценить результаты работы группы и взнос каждого в реализацию проекта или выполнения задания.
Как можно выработать навыки сотрудничества, чтоб достичь успеха в группе:
1) определить единую цель всей группы;
2) группе работать на одну общую оценку, а не на индивидуальные;
3) группе получать один учебный материал, чтоб научить учеников сотрудничать;
4) каждому выполнять определенную функцию определенное задание (писарь, представитель, наблюдатель);
5) определить подчиненность в группе;
6) мотивировать, стимулировать - все должны проделать свою работу, так чтоб достичь успеха группой;
7) стремясь к успеху, не конкурировать между собой в группе, конкуренция может существовать только между различными группами;
8) определить влияние среды - участники вместе сидят, вместе работают;
9) быть причастными к общему решению единственной цели, темы, каждой группе дать какое-то название (напр. "Родничек" "Одуванчик", "Солнышко").
Роль учителя в подготовке к кооперативному обучению.
Первая часть
1. Цель. Групповые уроки всегда имеют две цели:
сначала нужно определить академический уровень знаний и воспитательную цель;
определить взаимоотношения потребность выработки определенных способностей и развития мышления. Вторая цель воспитательная общение.
2. Определение количества учеников в группе. Количество учеников в группе влияет на достижение цели. Решая эти вопросы, учитывайте такие факторы:
начинать парами или из тройки, в которых должен работать каждый;
занятия, которые требуют больших способностей и специализации, лучше организовывать в больших группах (три-четыре лица);
чем большая группа, тем больше требований к взаимоотношениям участников группы;
часто задание требует определенного количества учеников в группе;
количество людей в группе зависит также от времени: немного времени - маленькая группа и меньший объем заданий.
3. Состав группы. Чтоб достичь цели, важно правильно организовать группы:
Принципы гностической деятельности
Гностическая деятельность учителя физического воспитания – это, прежде всего, анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств ...
Роль контрольно-оценочной деятельности в развитии мотивации учения младших
школьников
В системе уроков необходимо не часто, но своевременно использовать разные виды проверок (предварительную, текущую, тематическую), причем в сочетании устных и письменных, групповых и индивидуальных форм работы. Очень хорошо, если учитель при этом не ограничивается контролем результата, а учит детей ...
Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших
школьников
В целях эффективного включения игры в жизнедеятельность младших школьников наиболее продуктивным является осознание взрослыми игры как развивающегося и развивающего вида детской деятельности. Обусловлено это рядом причин и факторов. Во-первых, как предшествующий данному возрасту ведущий вид деятель ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.