Учитель в рамках традиционного подхода к образованию, обучению и воспитанию рассматривался всегда как субъект педагогической деятельности. Ведь деятельность педагога прямо либо опосредованно влияет на постигающего содержание образования учащегося, на развитие его личности. До недавнего времени отношения в системе «учитель – ученик» характеризовались только как субъект – объектные. Учитель учит, воспитывает, то есть воздействует на ребенка как на объект своей профессиональной деятельности, основной функцией которой является пропаганда культуры, знаний, приобщение к ним подрастающих поколений. Ученик – воспринимает это воздействие, усваивает учебный материал, у него вырабатываются определенные культурные нормы поведения и деятельности. Однако, как показывают специальные исследования и наблюдения за педагогической практикой, результаты, казалось бы, правильных педагогических воздействий одного и того же учителя на разных учащихся тоже разный и не всегда эффективный. Развитие психолого-педагогической теории создало предпосылки для понимания важного положения о том, что «всякое знание может быть только субъективным, личностным, охватывать не только образ мира, но и образ действий в этом мире».
Иными словами, ребенок как растущий человек, формирующаяся личность не может быть пассивным объектом, в который как бы «вливают» содержание образования и приучают к тому или иному типу поведения. Всякий человек учится сам. Знания, истины, мировоззрение не передаются в готовом виде, они должны пройти через сознание приобщающегося к образованию человека и стать его частью, внутренним содержанием его духовного мира. Поэтому каждому педагогу важно осознать сегодня основной постулат нового педагогического мышления – ребенок не только и не столько объект, сколько субъект обучения и воспитания. Для него как для субъекта педагогического процесса, в котором он образовывается, должна быть создана естественная здоровая среда, в которой не разрушалась бы его биологическая и психическая натура и в которой он мог бы сформироваться в целостную нравственную и творческую личность. Этой средой являются отношения в системе «учитель – ученик», которые характеризуются как «субъект – объект – субъектные». Образование человек получает сам – он овладевает знаниями, умениями и навыками, творческими способностями, нравственно-эстетическими взглядами, мировоззрением. Но этот процесс осуществляется через его отношения с другими людьми (в школьной системе образования в основном – с педагогами), через общение с ними, через диалог. Ведь культура всегда персонифицирована в другом человеке: родителях, старших братьях и сестрах, и особенно – учителях. Учитель – это человек, которого общество уполномочило профессионально осуществлять образовательную деятельность, способствовать личностному развитию ребенка как потенциального гражданина, предоставило возможность специальной подготовки к осуществлению этой жизненно важной для всех живущих на Земле профессии.
Поэтому процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым, обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Он же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина как база
модульной технологии обучения
Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. «Условимся называть учением, - пишет П. Я. Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или преж ...
Примеры активации учебно-познавательной деятельности
учащихся при изучении темы «Деревообработка»
Приведём примеры двух возможных вариантов построения уроков в целях выявления специфики методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Вариант первый. Показывая учащимся изделия из фанеры, учитель просит назвать материал, из которого они изготовлены. Учащиеся, используя жизнен ...
Варианты преподавания ДНК в школе
До настоящего времени обсуждались разнообразные варианты преподавания религии в школе. Рассматривались варианты введения предмета «религиоведение» («основы мировых религий») в старших классах, светской этики начиная со средней школы со ссылками на светскость нашего государства, долго обсуждалась во ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.