Педагогика и образование » Современные формы образовательной поддержки социально-проектной деятельности старших подростков » Понятие и необходимость культурной совместности

Понятие и необходимость культурной совместности

Страница 2

Под культурной совместностью будем понимать социальную ситуацию развития, детско-взрослое общество, внутри которого совершается совместное действие, и в результате такого действия происходит интериоризация знаковых средств и воздействий, используемых взрослым. За основу такого понимания мы берем закон развития высших психических функций, открытый Л.С. Выготским. В формулировке Л.С. Выготского он звучит следующим образом: «всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».

Совместное действие юношей становится адекватным и по-настоящему ценным тогда, когда воссоздается культурный контекст этого действия, позволяющий обнаружить некую целостность проектируемого объекта.

В качестве примера образовательной программы, где культурный контекст использовался как средство понимания школьниками ценности своей деятельности и самоопределения, можно рассматривать Краевую летнюю школу (КЛШ). КЛШ была создана на базе Красноярского государственного университета в 1976 году для того, чтобы сформировать у старшеклассников стремление к самообразованию в области естественных наук, самоопределились в профессиональном и социальном плане.

В КЛШ носителем культурного контекста является ученый – «идеальный взрослый», субъект социальных изменений, способный задавать высокие нормы интеллектуальной активности, обладающий высоким социальным статусом и предъявляющий возможные перспективы будущего. Чтобы увлечь школьников именно наукой как видом деятельности, недостаточно просто более глубоко изучать естественнонаучное содержание, необходимо воспроизводить и ситуации научного поиска, и сопутствующие этим ситуациям отношения, с традиционным для научной идеологии противопоставлением истинного знания традиционному, исходящему от авторитетов.

Работа ряда факультативов, проводимых в КЛШ, построена по типу реальных, в том числе экспериментальных, исследований со значимыми научными результатами, выносимыми на итоговую конференцию КЛШ. Добровольный выбор факультативов, обеспечивающийся за счет объективной и привлекающей внимание информации о каждом факультативе, способствует самоопределению школьника. Также в КЛШ присутствовала «идея демонстрации «другой» жизни, в которой успех зависит не от стартового капитала или занятого «тёплого» места (миф о современной жизни, присущий многим старшеклассникам».

В КЛШ предметом проектирования являются собственная индивидуальная траектория при углубленном изучении естественнонаучных предметов, а также жизненный уклад внутри школы.

Таким образом, обсуждая организационный проект работы школьников, мы должны понимать за счет какого идеального набора границ, образа взрослого выстраивается культурная совместность и культурный контекст.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
Исследовательская деятельность лежит в основе научной деятельности, однако в рамках образовательного процесса данная исследовательская деятельность, хоть и схожа с научной, однако имеет перед собой совершенно иные цели. Как и научно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность в р ...

Физиологическое действие логопедического массажа
В основе физиологического механизма массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой. Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Энергия массажных манипуляций превращается ...

Развитие мотива достижения
Опытный учитель знает: главный возрастной мотив школьников – мотив достижения. Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребёнком, увлечённо играющим, и учеником, стремящимся лучше учиться? У каждого из них актуализирован мотив достижения успеха, стремление расширить собственные возм ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0123