По мнению американских специалистов, использование телекоммуникаций в образовании может происходить в двух плоскостях:
телекоммуникации в образовании;
образование, базирующееся на работе в сетях.
В первом случае телекоммуникации являются одним из направлений в широком спектре технологических ресурсов, которые поддерживают и продвигают процесс обучения. В этом случае компьютерные сети представляют полезный способ несколько "оживить" образовательный процесс и не являются незаменимым элементом образования.
Во втором случае телекоммуникации являются инструментом для осуществления образовательных целей и базируются на активном взаимодействии между студентами и преподавателями в процессе обучения.
Немного другую классификацию интернет-технологиям дала И.Н. Розина, выступая на всероссийской научно-практической конференции "Информатизация образования '96 и '97", проходящей в Ставрополе в 1997г. Она выделила 3 основных направления, в которых телекоммуникации могут оказать эффективную помощь образовательному процессу.
Примитивное, простое использование телекоммуникаций, базирующееся не столько на специфических обучающих подходах, сколько на использовании компьютерных сетей в комплексе с их основной функцией: предоставление мощного инструмента для навигации в “море" информации и для персонального общения. Преимущества, которые только компьютерные сети могут предоставить образованию, являются безусловными и основаны на использовании мощной телекоммуникационной системы Интернет.
Использование компьютерных сетей для поддержки образовательной деятельности, которая может проводиться с или без Интернет (международная переписка, совместный выпуск бюллетеней, журналов, гипертекстовых документов, подготовка к совместному участию в международных конференциях с помощью списков рассылки и т.д.), но в случае использования только выигрывает.
Обучение, базирующееся на специфических подходах, которые зависят от использования телекоммуникаций и не могут существовать без глобальных сетей. Другими словами, в этом случае телематика является не только ресурсом, увеличивающим ценность образования, но больше ключевым фактором в применении новых методов, используемых в обучении.
Безусловно, классификация И.Н. Розиной перекликается с классификацией, данной американскими специалистами. Так первые два направления, выделенные Розиной, можно отнести к категории "компьютерные сети в образовании", а третье - к категории "образование, базирующееся на работе в сетях".
Первое направление.
В данном случае мы можем говорить о неоспоримых ценностях, поскольку новшество, вводимое в образование с помощью телекоммуникаций, является в основном технологическим. Под технологиями Интернет подразумеваются:
Индивидуальное общение посредством E-mail, IRC и т.п.
Удаленный доступ к информационным банкам данных, файловым архивам, Gopher, WWW и прочим архивам.
Доступ к свободно распространяемым материалам и программным продуктам, находящимся на информационных серверах и посвященных образованию.
Несомненно, также то, что Интернет дает возможность, особенно учащимся, повысить уровень информационной культуры.
Второе направление.
Образовательная деятельность, связанная с удаленным общением, особенно в России, чаще опирается на традиционные средства связи (телефон и почта). Использование уникальных возможностей сети Интернет и скоростных коммуникационных каналов является положительным фактором не только по причине скорости общения, но и как новые стимулы, новые перспективы, новые пути в традиционной образовательной деятельности. Интернет дает широкие возможности для совместного обучения учащихся, удаленных территориально, для создания и использования готовой или совместно формируемой базы данных с результатами исследований по одной и той же проблеме.
Третье направление.
Это направление не может существовать без компьютерных сетей. Можно выделить следующие виды обучения, основанного на интернет-технологиях:
дистанционное образование (on-line education),
компьютерные телеконференции (computer conferensing).
Первый вид использует Интернет, как оснащение виртуальной классной комнаты для интерактивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса (обучаемые, обучающие, эксперты). Второй основан на возможности общения с обучающей организацией на расстоянии через специфическую обучающую среду и базируется на асинхронном взаимодействии участников. В этом случае время взаимодействия сводится к минимуму, т.к. подготовка и чтение сообщений осуществляется в режиме off-line.
Примеры активации учебно-познавательной деятельности
учащихся при изучении темы «Деревообработка»
Приведём примеры двух возможных вариантов построения уроков в целях выявления специфики методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Вариант первый. Показывая учащимся изделия из фанеры, учитель просит назвать материал, из которого они изготовлены. Учащиеся, используя жизнен ...
Педагогические условия тактической, огневой и физической подготовки
сотрудников органов внутренних дел. Их краткая характеристика
Управление служебным коллективом и социально-психологическими процессами, протекающими в нем, - важнейшая задача руководителя ОВД. Для этого руководитель применяет различные средства. Так, чтобы сформировать у подчиненных стремление к эффективному труду, руководителями используется мотивирование их ...
Управление дошкольным образовательным учреждением
Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принци ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.