Осуществление индивидуального подхода непосредственно связано с дифференциацией обучения – его разделением, появлением в нем различий. Создавая условия обучения, соответствующие индивидуальности каждого школьника, мы неизбежно в той или иной мере дифференцируем обучение (по методам, приемам и содержанию). Обучение дифференцируется как при решении задач индивидуализации учителем в своем классе, так и в случаях, когда индивидуализация выходит за пределы классно-урочной работы.
Во всех этих случаях индивидуализация и дифференциация обучения непосредственно связаны. По-видимому, это обстоятельство и послужило причиной смешения указанных понятий и употребления термина «дифференциация обучения» в разном значении.
При реализации учета индивидуальных различий учащихся дифференциация обучения играет роль средства, которое, однако, может быть использовано не только в целях индивидуализации. Например, обучение дифференцируется по классам (годам обучения) в зависимости от возраста школьников, а также в тех случаях, когда учащиеся по группам выполняют различные задания и работы. Хотя в итоге они проделывают весь набор учебных заданий (так как группы меняются местами), тем не менее, процесс обучения осуществляется дифференцированно. Таким образом, дифференциация не отражает наиболее существенные и специфические признаки индивидуального подхода и, следовательно, индивидуализацию обучения нет оснований именовать дифференциацией. Оба понятия имеют самостоятельное значение и в большинстве случаев соотносятся между собой как цель и средство.
Поскольку индивидуальный подход к учащимся тесно связан с дифференциацией обучения, представляется важным рассмотреть структурные компоненты последней.
До сих пор общепринятого подхода к раскрытию сущности понятия "дифференциация обучения" не существует. Однако большинство специалистов под дифференциацией понимают такую форму организации обучения, при которой происходит учет типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особая взаимосвязь учителя и учеников. Н.М. Шахмаев указывает: "Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференцированным обучением". При этом под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности учеников, на основании которых их можно объединить в группы.
Дифференцированный подход в обучении:
- это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
- это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах .
В Концепции дифференциации обучения сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:
- С психолого-педагогических позиций цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого школьника.
- С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
- С дидактической точки зрения цель дифференциации–
решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная дифференциация (Гузик Н.П. ), уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (Фирсов В.В.), культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (Закатова И.В.)
В современной школе принято выделять два основных вида дифференциации обучения школьников:
I. Внешняя дифференциация, предполагающая создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются дети с определенными индивидуальными особенностями.
Особые типы школ ориентированы:
на учащихся, имеющих специальные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов;
Словесные методы производственного обучения
а) Рассказ и объяснение Применение мастером словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность. Мас ...
Проективные методы исследования личности
Количество имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает расти. Литература по проективным методикам обширна, по отдельным тестам число работ перевалило за 4000. Их главная особенность может быть обозначена как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти не ...
Понятие трудолюбия
К. Маркс писал; «Труд – есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью посредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чт ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.