на детей с высоким уровнем обучаемости и т.п. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);
на учащихся с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).
II. Внутренняя дифференциация, предполагающая организацию работы внутри класса группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Большинство исследователей считает подобную работу важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.
Внутренняя дифференциация не однородна. Можно выделить ее различные модификации:
1. По уровню возрастных возможностей.
Учет различий между паспортным и биологическим возрастами ребенка. Известно, что одни дети "взрослее" своих сверстников, а другие наоборот "младше". Например, мальчики в шестилетнем возрасте в среднем почти на целый год "младше" своих сверстниц девочек, но в школу принимают детей попаспортному, а не биологическому возрасту (достижение определенной степени развития костно-мышечной, нервной системы и т.д.). Это значит, что дети находятся не в равных условиях.
2. По степени обученности, уровню выработанных навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.).
3. По характеру познавательной деятельности школьников:
репродуктивный тип (от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений);
продуктивный или творческий тип (учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные поисковые и преобразующие мыслительные действия, составлять новый продукт).
Дифференцированный подход не исчерпывает все содержание индивидуализации обучения, однако его роль в реализации индивидуального подхода достаточно велика. Знание учителем методов и приемов работы с типологическими группами учащихся облегчает поиск мер индивидуального педагогического воздействия, которое должно учитывать и все другие отличия школьника. Обобщенные сведения о типических (групповых) особенностях учащихся и соответствующие методы и приемы дифферренцированного подхода в таких случаях играют роль канвы, на которой строится педагогическое воздействие.
В связи с обсуждением дифференцированного подхода необходимо выделить одно из его важных качеств – направленность. Обычно он применяется к отстающим или наиболее успевающим учащимся. В первом случае он направлен на ликвидацию отставания и соответствующее изменение положения учащихся в коллективе, во втором – на создание условий, обеспечивающих оптимальный для учащихся с более высокими учебными способностями темп развития.
Таким образом, нужно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным нейропсихологическим особенностям – один из путей реализации дифференцированного подхода к обучению детей.
Общая характеристика нарушения зрения у дошкольников
Успешному осуществлению логопедической работы способствует знание логопедом зрительного диагноза ребенка и этапа в его лечебно-восстановительном периоде, индивидуальных зрительных возможностей, и уровня развития зрительного восприятия. Зрительный анализатор является сложной функциональной системой, ...
Этапы развития детского рисунка
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий. Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случ ...
Характеристика подросткового класса
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения педагогики и психологии) для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрас ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.