Педагогика и образование » Развитие пространственных представлений на занятиях конструированием у старших дошкольников » Методическое обоснование проведения формирующего эксперимента

Методическое обоснование проведения формирующего эксперимента

Страница 5

На следующем занятии детям предлагаются нерасчленённые схемы (Рис. 3.2).

На листочке изображены только контуры домов. Детям предстоит решить, из каких деталей нашего набора можно построить такие домики? Детям разрешается работать так, как им удобнее, самим выбрать способ использования учебных материалов. Дети исследовали материалы поодиночке и вместе с товарищами. Кто-то решил сначала расчленить контурные схемы, а потом сделать по ним постройки. Кто-то всё проверяет сразу на месте. Т.е. подбирает детали и строит, а потом, глядя на готовую постройку, делит контурную схему на отдельные элементы. А вот ещё вариант - расчленить схему и построить. Затем, если это необходимо, внести поправки в схему. Воспитатель наблюдает за детьми, поощряет их инициативу, задает вопросы. Неформальная обстановка позволяет ребятам заниматься с различной скоростью, поскольку никто не сравнивает их успехи и никто не заставляет их делать единственным “правильным” способом. В конце дети посмотрят варианты построек и схем друг у друга, побывают в роли “контролёров”.

Например, возможна такая ситуация: однажды в детский сад пришло письмо от жителей Цветочного города. Они обратились к детям с просьбой – помочь разобраться в чертежах, которые придумал Знайка. Жителям Цветочного города захотелось построить новые красивые дома. Незнайка сказал, что всё построит сам, но у него снова ничего не получилось. Наши “светлячки” сразу откликнулись на просьбу, разобрали чертежи, кто какой хотел, (были сложные и полегче) и стали разбираться. Какие детали нужны для работы, с чего лучше всего начать дело, как соединять детали, чтобы постройка была аккуратной, прочной и красивой?

Рис. 3.3 – Заключительные схемы

Надо сказать, что перед детьми на доске на каждом занятии вывешивается схема со знаками-символами. Всего их на схеме четыре и они напоминают детям о главных правилах архитектуры – строить аккуратно, прочно, точно по чертежу и красиво, оригинально. Она служит хорошим механизмом защиты ребёнку от собственных ошибок (Рис. 3.3).

Вернёмся, однако, к нашим постройкам. Когда дети выполняют их по чертежам – можно предложить дать им названия; подумать, что бы могло в этих зданиях находиться; в чём их польза и необходимость для жителей городка. Каждый ребёнок должен аргументировать свой выбор.

На этом занятии дети выполняют постройки по готовым чертежам, они помогают героям произведения разобраться в них. Тем самым, реализуется определённая образовательная задача – уметь читать чертёж.

Был цикл занятий из истории архитектуры. Дети знакомились с дворцами, замками, крепостями арабской архитектуры, европейского средневековья, эпохи возрождения. Мы смотрели иллюстрации в книгах, приносили открытки из дома, строили эти сооружения с друзьями. Дети с удовольствием объединяли свои постройки крепостями, туннелями, мостами, рассказывали, кому принадлежали эти дворцы и замки.

По желанию детей пришлось посвятить этой теме несколько занятий, поскольку у детей появлялись идеи и предложения, дети приносили из дома целые армии рыцарей, а девочки принцесс. В завершении этой темы был объявлен “Конкурс старого короля” на самый лучший замок. Дети сначала придумывали проекты замков в голове, потом делали чертежи и строили по ним. Свобода выбора предоставлялась детям во всём – это и место (где и с кем трудиться), и выбор размера бумажного листа (альбомный, тетрадный), и необходимого инструмента (линейки, шаблоны, карандаши, фломастеры), и подбора деталей, и цвет постройки, и размер (её высота, длина, ширина), дополнительные детали (пробочки, конусы, деревья, животные), и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста
Сочетание музыкальной и театральной деятельности позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок – дошкольник учится ...

Концептуальные подходы к диагностике интеллектуальных способностей младших школьников
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно ...

Краткая характеристика животных
Мир животных представлен на Земле огромным многообразием. В настоящее время насчитывается более 1,5 млн. различных видов животных. Животные — это живые организмы, которые имеют много общего с растениями в строении и жизнедеятельности. Однако между ними есть и существенные различия. Растения характе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0098