Педагогика и образование » Развитие пространственных представлений на занятиях конструированием у старших дошкольников » Методическое обоснование проведения формирующего эксперимента

Методическое обоснование проведения формирующего эксперимента

Страница 4

Догадайся, какое время года? Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветет черемуха и сирень.

Ответь на вопрос «Когда это бывает?»

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет

Когда это бывает? (Зимой.)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом.)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает —

Когда это бывает? (Весной.)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист опадает —

Когда это бывает? (Осенью.)

2) Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т. д.).

Детям предлагаются задания.

Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто есть в твоей семье? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев? Кем и где работают твои родители? Есть ли у тебя домашние животные? Твое любимое занятие? Что вы всей семьей любите делать в свободное время?

Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно-временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формировании неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических ошибок на письме.

Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка.

Детям 4-х – 5-ти лет предлагались такие ситуации.

Рассматривалась постройка, например, домика. Обращалось внимание на выбор деталей, их количество, соединение, последовательность постройки. Затем детям предлагалось построить такой же домик, только шире, длиннее или выше. Дети выбирали нужные детали, сопоставляли с образцом и были защищены от ошибок.

Рис. 3.1 – Схемы домиков, предлагаемые детям

На другом занятии детям было предложено построить домики для любимых игрушек (их дети выбирали по желанию).

Детям 6-ти лет предлагались простые схемы, по которым они строили домики. Эти схемы были расчленённые, т.е. разделённые на отдельные части, элементы (Рис. 3.1).

Дело в том, что по этим проекциям (вид спереди) можно построить несколько вариантов домиков. Кто-то из ребят найдёт все варианты, а кто-то нет. Кто-то видит на схеме квадрат и думает: “Понял – это куб!”. Другой вспоминает, что у зелёного цилиндрика вид спереди – тоже квадрат и ставит цилиндр, а сверху треугольную призму. А третий нашёл ещё один вариант: “Куб – это два полукуба”. И ставит их один за другим. Спереди - то мы видим квадрат! “Здорово! Значит, по этой схеме можно построить три домика!” “А, может ещё есть варианты? Надо подумать…”

Следующий чертёж не менее интересный. Внизу два прямоугольника, а вверху – треугольная призма. Такой прямоугольничек есть у полукуба. Кладём один полукуб на другой так, чтобы спереди были видны два прямоугольника. Сверху – треугольную призму. “Молодец! А если ещё подумать? Может и по этой схеме можно сделать несколько домиков?” И вот уже кто-то из ребят, хорошо покопавшись в коробке с деталями, обнаруживает самый низкий цилиндрик. Он у нас жёлтого цвета. И что тут началось! Один поставил два цилиндрика друг на друга. Другой – внизу цилиндр, а на него – полукуб. Третий наоборот. “Браво! Какие мы гениальные! Одна голова хорошо, а две лучше!”

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Нетрадиционные формы урока, способствующие развитию внимания учащихся при изучении английского языка
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поко ...

Анализ работы по развитию представлений о форме у детей раннего возраста
В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве — необходимо для полноценного восприятия ими окружа ...

Проблема формирования экологических знаний у младших школьников
Формирование экологических знаний является одной из задач современной начальной школы. Прежде всего, дадим определение понятию «знание». С философской точки зрения «знание» - это «проверенный общественно-исторической практикой и удовлетворенный логикой результат процесса познания действительности, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.012