Педагогика и образование » Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников » Принципы формирования экологического мышления: воспитательный аспект

Принципы формирования экологического мышления: воспитательный аспект

Страница 1

Реформа общеобразовательной школы ориентирует школь­ную практику и педагогическую науку на поиск путей интеграции теоретических знаний, усиления связи обучения с жизнью. Целью и планируемым результатом экологического образования является сформированность экологического сознания, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и пове­дение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпи­мость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Воспитательные задачи предполагают формирование:

потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;

установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; классового характера природо­пользования;

убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.

Реализация данных воспитательных задач тесно связана с обу­чением школьника, решением ряда общеобразовательных задач, ко­торые включают в себя формирование:

системы знаний о единстве человека, общества и природы и спо­собах оптимизации природопользования как практической задаче коммунистического строительства;

системы идеологических, нравственных и эстетических экологи­ческих ценностных ориентации;

умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила отношения к природе в реальном поведении;

умений использовать знания о способах охраны природы и береж­ного отношения к ней в трудовой, общественно полезной и пропаган­дистской деятельности.

В соответствии с целями и задачами экологического образования формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического образования и характеру учебно-воспитательной деятельности. Рассмотрим ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания.

Единство познания, переживания, действия. Этот принцип отра­жает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения лично­сти к окружающей среде. Формирование экологической культуры в условиях целенаправленного педагогического процесса предпола­гает органическое единство усвоения научных знаний о взаимодей­ствии человека, общества и природной среды с чувственным восприя­тием его результатов. Взгляды и убеждения человека, в том числе и в отношениях с окружающей средой, так или иначе, всегда опосредованы личной практикой. Формируясь на основе опыта, они определяют духовный мир личности, ее чувства, потребности, мотивы поведения.

Для воспитания общественно ценных черт необходимо не только воздействовать на сознание, чувства, волю учащихся, но и организо­вывать накопление ими определенного социально значимого личного опыта действия и поведения. Совершенно очевидно, что для этого требуются педагогически организованные виды ученической деятель­ности, моделирующие в игровых и реальных ситуациях определенное отношение, к окружающей среде.

Принцип прогностичности на практике в первую очередь предпо­лагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной за­боты каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений. Тем самым принцип прогностичности объективно ставит перед педагогической наукой и практикой задачу отражать в содержании школьного образования государственные планы природопотребления и природовосстановления как две сто­роны единого процесса взаимодействия человека с природной сре­дой. Принцип прогностичности ориентирует учащихся на ознакомле­ние с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить, со взглядами людей, которые своей дея­тельностью преобразуют эту среду.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения
В настоящее время при поступлении ребенка в школу главная задача обучения состоит не только в передаче определенного набора стандартных знаний, умений, навыков, но и в развитии личности в целом. Как мы уже выяснили, что наиболее важным компонентом формирующейся личности в школьный период является с ...

Системы обработки в образовании
Основой процесса образования является приобретение учащимися способности решать определенный круг задач. Это происходит, когда все четыре фактора — ученик, учитель, теория и задания — взаимодействуют. В результате ученики становятся способны выполнить задание, с которым до этого не справились бы. Д ...

Формирование орфографической зоркости
Работу над орфографической грамотностью следует начинать с орфографической зоркости учащихся. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографический задачи, а затем уже постепенно учить их решению. Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетан ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0202