6. Анэстетики: холодные, холодно нервозные, взбалмошные чудаки, индолентные, аффективно слабые, тупые бездельники.
Отдельные дифференциации шизотимических темпераментов мы можем здесь лишь наметить. Эмпирически гиперэстетические качества проявляются, главным образом, как нежная чувствительность, тонкое чувство по отношению к природе и произведениям искусства, такт и вкус в индивидуальном стиле, мечтательная нежность к определенным лицам, чрезмерная раздражительность и уязвимость, вызываемые каждодневными заботами, наконец, у огрубевших типов, особенно у постпсихотиков и их эквивалентов, - внезапные вспышки гнева. Анэстетические качества шизотимиков проявляются как режущая, активная холодность или пассивная тупость, концентрированно интересов на узколичных областях, полное безразличие или непоколебимое равнодушие. Их неустойчивость иногда является беспечной безудержностью, иногда же - активным капризом. Их упорство проявляется в самых разных формах: как железная энергия, непоколебимое упрямство, педантизм, фанатизм, систематическая последовательность в мышлении и поступках.
Разновидностей диатетических темпераментов гораздо меньше, если не принимать во внимание смешанные типы темпераментов, не включать сутяг, буйных, мнительных, сухих ипохондриков. Гипоманиакальный тип обнаруживает рядом с веселым настроением склонность к гневу и безудержность. Он колеблется между легко вспыхивающим огненным темпераментом, лихим, широким практическим размахом, хлопотливостью и ровной солнечной веселостью.
Психомоторная сфера циклотимиков отличается мимикой и телодвижениями, то быстрыми, то медленными, но всегда, за исключением тяжелых, болезненных поражений, округлыми, адекватными импульсу. У шизотимиков из-за неадекватности психического раздражения и моторной реакции чрезвычайно часто встречаются психомоторные особенности, прежде всего в форме аристократически сдержанных телодвижений, сильно скованных, или аффективно парализованных, или же, наконец, временно задержанных, негибких и робких.
По сложной жизненной установке и реакциям на среду циклотимики, главным образом, являются людьми, склонными всецело отдаваться окружающему миру и настоящему моменту, людьми с открытым, общественным, сердечным и естественно непосредственным характером независимо от того, кажутся ли они слишком предприимчивыми или созерцательными, неподвижными и меланхоличными. Отсюда происходят, между прочим, повседневные типы деятельного практика и чувственного искателя наслаждений, отсюда же - из одаренных в области искусства - вытекают типы спокойно и широкими мазками изображающего реалиста и добродушно-сердечного юмориста; из области научной мысли - тип наглядно описывающего и нащупывающего эмпирика и доступного народу популяризатора; в области же практической жизни - тип благожелательно понимающего посредника, организатора широкого размаха и решительного, идущего напролом человека. Как пример людей преимущественно циклотимического темперамента с преимущественно пикническим телосложением можно назвать Лютера, Лизелотту Пфальцскую, мать Гёте, Готфрида Келлера, Иеремию Готхельфа, Фрица Рейтера, Германа Курца, Генриха Зейделя, ученых типа Александра Гумбольдта, вождей типа Мирабо.
Жизненная установка шизотимических темпераментов, напротив, состоит в самоудовлетворенности, в создании своей внутренней жизни, изолированной индивидуальной области, внутреннего мира, чуждого действительности, мира принципов, идей и грез. Отсюда - острый конфликт между “я” и внешним миром, безразличный или раздраженный уход в себя от своих ближних или равнодушное, невнимательное пребывание среди людей. Прежде всего мы видим здесь бесчисленное количество дефективных типов, ворчливых оригиналов, эгоистов, безудержных кутил и преступников. Среди социально ценных типов мы наблюдаем тонко чувствующего мечтателя, отрешенного от жизни идеалиста, нежного и в то же время равнодушного аристократа. Мы видим их в искусстве и поэзии как чистых художников стиля и формы, как классиков, как удаляющихся от мира романтиков и сентиментальных идиллистов, как трагически-патетичных натур (вплоть до резкого экспрессионизма и тенденциозного натурализма), наконец, как людей, отличающихся остроумной иронией и сарказмом. В их научном мышлении мы легко находим склонность к схоластическому формализму или к философской рефлексии, к метафизике и к точной систематизации. Среди типов, способных принимать участие в деятельной жизни, шизотимики (особенно энергичные, непреклонные, принципиальные и последовательные) являются, по-видимому, господствующими натурами, героическими моралистами, чистыми идеалистами, холодными фанатиками, деспотами и гибкими, холодно расчетливыми дипломатами. Преимущественно шизотимиками с соответствующим строением тела являются Шиллер, Кернер, Уланд, Тассо, Гёльдерлин, Новалис, Платен, Стриндберг, многие философы, как, например, Спиноза или Кант, вожди типа Кальвина, Робеспьера, Фридриха Великого и т.д.
Особенности развития современной семьи
Под понятием современная семья понимается следующее: семья, живущая в современных условиях, которые отличаются от предыдущих. Так как семья - категория социально обусловленная, изменения в обществе влекут за собой изменения в семье. В педагогической теории и практике существует много уникальных, це ...
Определена миссия корпоративного университета
Определена миссия корпоративного университета, предполагающая описание его предназначения для внешней (надсистемной) и внутренней (подсистемной) образовательной деятельности в соответствии с потребностями личности, общества и государства. Нами выявлены следующие направления миссии корпоративного ун ...
Психолого-педагогические особенности формирования
двигательных навыков
Умение и навык характеризуют степень владения изучаемым двигательным действием, уровень способности обучаемого применять изученный материал при решении практических задач. Формирование умений, навыков и соответствующих знаний – одна из целей обучения. Одновременно эти категории выступают в роли сту ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.