Мы объединяем эти специфические предрасположения в Таблице 2.1 так, как они, по-видимому, объединены биологически современными исследованиями, но отмечаем при этом, что таблица охватывает только социально ценные, положительные виды и из них опять-таки лишь наиболее важные, т.е. только часть общей совокупности темпераментов.
Таблица 2.1
Специфические дарования
Социально ценные типы |
Циклотимики |
Шизотимики |
Поэты |
Реалисты Юмористы |
Патетические натуры Романтики Художники формы |
Исследователи |
Наглядно описывающие эмпирики |
Люди точной логики Систематики Метафизики |
Вожди |
Решительные, идущие напролом натуры Ловкие организаторы Умелые посредники |
Чистые идеалисты Деспоты и фанатики Люди холодного расчета |
Кроме этих больших, общих групп темпераментов в более узкой, клинической области существуют еще некоторые дегенеративные специальные типы, как истерики, эпилептики, параноики и т.д. Составляются ли они биологически из тех же самых элементов, что и главные темпераменты, только в различных комбинациях и силе отдельных наследственных факторов, или имеются и новые факторы, в настоящее время еще нельзя решить. Мы должны придерживаться этой точки зрения. Эмпирические работы по прояснению этих вопросов уже давно ведутся и скоро должны быть закончены. Сказанное в литературной дискуссии, например, об отношении шизоидного к истерическому или к другим психопатическим формам основано, к сожалению, на примитивной постановке вопросов и эмпирически совершенно недостаточно.
Значительно большей известностью пользовалась и пользуется до сих пор типология Карла Густава Юнга (1920). Она представляет собой попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними.
Юнг выделил два общих типа - экстравертированный и интровертированный. В основе различий между этими двумя типами лежит субъектно-объектная ориентация.
Для экстравертов характерна направленность на объект. Внешние по отношению к ним факторы - мнения других людей, общеприняты? представления, объективные обстоятельства - определяют их поступки и решения в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности. Направленность на других позволяет им легко приспосабливаться к обстоятельствам. Однако чрезмерная экстравертированность таит и ряд опасностей. Так, их собственное самочувствие или здоровье могут оказаться для них недостаточно „внешними" факторами для того, чтобы обращать на них внимание. Другой пример - это растворение в объекте. Полное подчинение своих интересов объективным требованиям может привести к взваливанию на себя непосильной работы и к нервному и физическому истощению.
Для интроверта решающими являются субъективные точки отсчёта. У него субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая, например, какое-то чувство, интроверт обращает внимания не на события или людей, которые эти чувства вызвали, а, прежде всего, на собственные переживания. Интровертированная установка выражается и в том, что собственное мнение оказывается для интроверта всегда более весомым аргументом, чем внешняя реальность. Как говорит Юнг, собственное мнение становится между интровертом и объективными фактами.
Кроме сознательной установки, оба типа - экстравертированный и интровертированный имеют и бессознательную установку. Бессознательная установка выполняет по отношении к сознательной компенсаторную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознательная.
У экстравертов, при подавлении субъективного, компенсация, как естественно предположить, будет акцентировать именно субъективное. Поэтому бессознательная установка экстравертов является интровертированной (ориентированной на субъект) и выражается в эгоцентрических устремлениях.
Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений
ребенка со сверстниками
Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения социальными нормами поведения, прежде всего, связан с жизнью ребенка в коллективе. В условиях воспитания в специальном учреждении ведущая роль в организации межличностного общения де ...
Общая характеристика игр при обучении учащихся 5–6 классов
В данном параграфе рассматривается свойства игры, основа классификации игр. Анализ педагогической литературы свидетельствует об отсутствии четкого научного определения самого понятия «игры». Понятие игра рассматривается: психологами, педагогами, биологами, экономистами. За многолетние исследования ...
Современные представления об игре
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зав ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.