По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Основные задачи сказкотерапии:
расширение ролевого диапазона формирующейся личности ребенка;
стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы;
отработка саморегуляции и самоконтроля, развитие гибкости и произвольности поведения;
устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе, чрезмерных сомнений в правильности своих действий;
повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя;
усвоение общепринятых норм общения с другими людьми;
развитие фантазии и воображения, образного мышления.
Результаты сказкотерапии:
повышается гибкость и подвижность нервных процессов;
развивается мелкая моторика и координация движений;
снимается физическое и психическое напряжение;
увеличивается работоспособность;
совершенствование волевых качеств;
тренировка дыхания;
преодоление барьеров в общении;
улучшение и активизация выразительных средств общения: пластика, мимику, речь;
пробуждение фантазии и образного мышления;
освобождение от стереотипов и шаблонов – путь к творчеству;
развитие психических процессов;
формирование социальных навыков.
Возможности работы со сказкой:
1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
3. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».
4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.
5. Творческая работа по мотивам сказки:
Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.
Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки.
Проведение зачетного занятия по валеологии
Тема: Человек. Программное содержание: -Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; -Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания; -Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования; -Продолжать ...
Просветительские идеи Я. Коласа, А. Богдановича
(Якуб Колас) – яркий представитель белорусской педагогической мысли периода конец XIX - начало XX вв. Анализ биографических данных и Я. Коласа свидетельствуют о том. что он преподавали в начальных школах вышеотмеченного периода. После окончания Несвижской учительской семинарии (1902 г.) Я. Колас пр ...
Внеурочные занятия по математики как фактор становления ценностной сферы
личности
Гуманитаризация обучения математики как средство повышения ее ценностного потенциала для подростка Ничем не оправданное выхолащивание математического образования нашей школы на протяжении многих лет внесло свой вклад в снижение уровня общей культуры и воспитанности выпускников школ и, следовательно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.